Ребенок повторяет много раз слова, действия

Содержание

Ребенок повторяет окончание слова несколько раз: к какому врачу обращаться? Логоневроз у детей

Ребенок повторяет много раз слова, действия

Рождается малыш, сначала он только спит и ест, потом улыбается и гулит. Первая улыбка, первые шаги, первые слова. И вдруг в возрасте примерно 2,5 года на фоне полного благополучия родители замечают, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз. Что делать? Стоит ли сразу бить тревогу? К кому обращаться за помощью?

Незрелость центральной нервной системы

Человеческий мозг — очень сложная и многоуровневая структура. Все малыши рождаются с незрелой нервной системой, процессы торможения сильно отстают от процессов возбуждения, и ЦНС окончательно дозреет лишь к 5-6 годам.

Замечали ли вы когда-нибудь, что перевозбудившегося малыша абсолютно любого возраста очень сложно уложить в постель?

Груднички трут глазки, зевают, плачут, вроде даже засыпают и снова начинают плакать. Дети постарше кричат и прыгают по кровати, могут плакать, закатывать истерики, зовут родителей несколько раз с незначительными просьбами, вдруг пугаются и кричат, но не могут уснуть. Причина здесь та же, что и у логоневроза. Это незрелость центральной нервной системы.

Механизм запуска логоневроза

Логоневроз — это знакомое всем нам заикание. В мировой практике до сих пор не доказана ни одна из теорий механизма заикания. Большинство ученых сходятся на мысли, что виной всему перевозбуждение центра Брока в головном мозге.

Период активного развития речи — это время колоссальной нагрузки на мозг и центральную нервную систему. Так как у детей ЦНС и так находится в недостаточно стабильном состоянии, дополнительная нагрузка может привести к системным сбоям, одним из которых является логоневроз.

Перевозбуждение из центра Брока распространяется на участки коры головного мозга, отвечающие за движение, это, в свою очередь, вызывает спазм лицевых мышц, и ребенок заикается.

Как только перевозбуждение спадает, кора приходит в стабильное состояние и речь нормализуется. Логоневроз бывает разных типов — один ребенок повторяет окончание слова несколько раз, другой заикается на согласных, третий не может начать фразу.

Малыши в группе риска

Заикание, как правило, развивается у детей дошкольного возраста. Большинство пациентов логопедов, психологов и неврологов с подобным диагнозом — дети 3-4 лет. Именно в этом возрасте большинство родителей замечают, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз. Иногда малыш заикается не на окончании, а повторяет первый или один из средних слогов.

Следует отметить, что возникновение заикания в подростковом и взрослом возрасте практически не встречается. Людей, получивших подобное расстройство, лишь 3 % от общего количества заболевших. Из них абсолютное большинство получило логоневроз благодаря тяжелейшей психологической травме.

Логоневроз достаточно хорошо поддается коррекции, поэтому при первых же признаках заболевания следует показать ребенка педиатру. Тот, в свою очередь, назначит диагностику у профильных специалистов — невролога, психолога и логопеда, чтобы определить природу расстройства и дальнейшую тактику лечения.

Классификация логоневрозов

Всемирной организацией здравоохранения была разработана и принята 10-я Международная классификация болезней — это общепринятая типология медицинских диагнозов (далее — МКБ-10). Согласно МКБ-10 логоневроз относится к эмоциональным расстройствам поведения, которые начинаются в детском и подростковом возрасте, и имеет код F98.5.

По клиническим признаком логоневрозы разделяются на две большие группы — невротический и неврозоподобный. Определить тип заболевания самостоятельно невозможно.

Невротический логоневроз

Подобный тип расстройства возникает в результате стрессовой ситуации, с которой ребенок не может справиться. Компенсаторные возможности детской психики огромны, но на безграничны. Узнать, какая конкретная ситуация выбьет вашего ребенка из колеи, практически невозможно.

Одни дети с удовольствием ходят в комнаты страха, пропускают мимо ушей замечания родителей и смело шагают в процедурный кабинет. Другие не спят ночь, увидев в книжке Бабу-ягу, бьются в истерике у дверей стоматолога и замыкаются в себе в ответ на короткое замечание родителя.

Мы не можем изолировать ребенка от внешнего стресса — агрессивно настроенных одноклассников, суровой тети-врача или игрушки-зомби, смотрящей с витрины магазина в канун Хеллоуина. Но мы можем создать благожелательную и открытую обстановку дома.

У малыша должно быть безопасное место, где он может выговорить и выплакать свои горести и беды.

Не ругайте своих детей за малейшие шалости и оплошности — лучше выслушать версию провинившегося и обсудить, что ребенок сделал неправильно и как этого избежать в будущем.

Еще одним фактором, провоцирующим появление невротического заикания, является раннее изучение иностранных языков.

Интересно, что дети, изначально растущие в билингвальной среде, практически не сталкиваются с расстройством по этому типу.

Зато у тех, кто в возрасте активного формирования речи резко сталкивается с необходимостью учить второй язык, часто наблюдаются многократные повторения окончаний слов. И фактор стресса в этом случае играет не последнюю роль.

Неврозоподобное заикание

В отличие от первого типа расстройства, который происходит на фоне психологической травмы или стресса и не затрагивает собственно структур головного мозга, неврозоподобное заикание является лишь симптомом, в то время как источник проблемы находится в поврежденном участке коры.

Причина неврозоподобного заикания обычно кроется в тяжело протекавшей беременности и родовых травмах. Во время внутриутробной гипоксии очень часто повреждается часть головного мозга, ответственная за речь.

Проблема становится заметной к трем годам, когда ребенок начинает говорить предложениями. Периоды заикания сменяются временем чистой речи. Заболевание протекает волнообразно, причем фазы без заиканий становятся короче и короче и в конце концов совсем исчезают.

Диагностика

Итак, родители заметили, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз.

К какому врачу обращаться? Если проблема пока только в окончаниях, а малыш не достиг возраста двух лет, возможно, он не страдает от логоневроза, а всего лишь отрабатывает произношение отдельных звуков и слов.

Проблему патологического заикания легко может заметить мать или любой другой взрослый, ухаживающий за ребенком. При заикании можно заметить спазм лицевых мышц, которые не дают ребенку закончить слово или фразу.

При возникновении любых речевых проблем ребенка обязательно следует показать специалисту — чем раньше будет начато лечение, тем больше вероятность, что он полностью избавится от проблемы.

Диагностика потребует прохождения обследований у ряда специалистов — педиатра, невролога, психолога и логопеда. Возможно, придется провести ЭЭГ, если заболевание протекает остро и есть подозрение на неврозоподобное заикание.

Логоневроз требует трудоемкого, длительного лечения у ряда специалистов (прием успокоительных препаратов, практически ежедневные занятия с логопедом, терапия у детского психолога или психоневролога).

На сегодняшний день существует множество различных методик лечения логоневроза у детей, каждая из которых в отдельности или в сочетании с другими видами терапии дает стойкий и видимый результат.

Ведь то, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз, — это лишь верхушка айсберга. Первопричина же лежит намного глубже — в травмирующем воспоминании, постоянно подавляемых тяжелых эмоциях или органическом поражении отдела мозга. И первое, и второе, и в особенности третье требуют работы и наблюдения профильного специалиста.

Как облегчить состояние ребенка?

Многие родители жалуются, что лечение проводится в полном объеме, а облегчения не наступает. Ребенок как заикался, так и заикается. Родители теряют терпение, злятся, подозревают малыша в обмане. Ребенок, в свою очередь, нервничает, логоневроз обостряется, и вместо эффективной терапии получается хождение по замкнутому кругу.

Родителям малыша с логоневрозом следует помнить, что даже самая современная методика лечения и препараты не помогут, если дома будет сохраняться травмирующая обстановка. Поэтому специалисты рекомендуют организовать охранный режим, который включает несколько мероприятий:

  1. Доверительная и спокойная обстановка. Чем увереннее чувствует себя малыш, тем чище его речь.
  2. Четкий режим дня. Своевременное укладывание в постель поможет избежать переутомления и снять нагрузку с ЦНС.
  3. Ограничение или полный запрет на использование гаджетов и просмотр медиапрограмм. У ребенка с логоневрозом возбуждение ЦНС и так преобладает над торможением, нельзя перегружать мозг и нервную систему дополнительными стимулами.
  4. Упор на развитие мелкой моторики и игры в одиночестве.

Абсолютное большинство детей не заикаются, когда играют сами с собой, это укрепляет их уверенность в себе и снимает возможную нервозность при общении со сверстниками. Мелкая моторика неразрывно связана с речевым развитием. Оба момента очень важны в терапии логоневроза.

В статье мы подробно выяснили, что такое логоневроз у детей. Это заикание той или иной природы развития, которое необходимо лечить строго под наблюдением специалиста. При своевременном начале лечения прогноз благоприятный.

Ребенок повторяет окончания слов: причины и лечение логоневроза — Мать и дитя

Ребенок повторяет много раз слова, действия

Лечение заикания у детей, самого распространенного нарушения речи, эффективно проводится с применением специально разработанных методик и на сегодняшний день имеет благоприятный прогноз.

Что делать, если ребенок начал заикаться, что такое заикание у детей, причины и лечение логоневроза — об этом и многом другом читайте в этой статье.

Логоневроз у детей — что это такое

Заикание или, по медицинской терминологии, логоневроз — это дефект речевой сферы, обусловленный отклонением в работе центральной нервной системы. Речь при заикании становится неровной, скачкообразной, сопровождается судорожными заминками и многократными повторениями отдельных звуков.

При логоневрозе у детей наблюдаются следующие симптомы:

  • прерывистая речь с пролонгацией звуков и слогов (м-м-м-машина, ма-ма-машина), либо с вынужденными паузами (м….ашина);
  • тревога, беспокойство, напряженность перед речью;
  • безотчетные движения, например, частое моргание, гримасы на лице, как попытка преодолеть заикание;
  • прерывистое дыхание со слишком глубоким вдохом либо учащенное от волнения.

Слаженная работа органов речевого аппарата, дыхательной системы и голоса дает сбой и нарушается плавность речи.

Как понять, что ребенок заикается? Натянутость на лице, сбивчивое дыхание, напряженный голос и стресс от общения. Если напряжения нет, а есть просто запинки в речи из-за желания озвучить все и сразу, то волноваться не стоит.

Причины возникновения логоневроза у детей

Почему ребенок заикается? Причинами этого могут быть:

  • эмоциональные и информационные перегрузки;
  • перенесенные болезни и осложнения после них;
  • подражание заикающимся близким;
  • врожденная слабость органов артикуляции;
  • наследственность;
  • травмы при родах;
  • тяжелые инфекционные заболевания;
  • органические нарушения в работе головного мозга.

Если чересчур эмоциональный, робкий, впечатлительный ребенок начал заикаться в 2 или 3 года, причиной мог стать сильный испуг.

Причинами заикания у детей 3, 4, 5 лет, когда активно идут процессы становления речи, пополнения словарного запаса, могут быть информационные перегрузки. Лечение в таких случаях обязательно предусматривает организацию щадящего режима дня с продолжительным пребыванием на свежем воздухе, достаточным временем сна, отсутствием стрессов и исключением взаимодействия с компьютерной техникой.

Иногда ребенок может заикаться, подражая кому-то из близких, особенно, когда процесс «говорения» в самом разгаре.

Болезни с осложнениями существенно снижают иммунитет ребенка, делают его чересчур чувствительным к проявлениям внешнего мира и могут спровоцировать нарушение речи. Вялые артикуляционные мышцы, ленивый язык отнюдь не способствуют плавному течению речи и тоже могут быть причиной логоневроза.

Случаи заикания вследствие органических изменений головного мозга считаются сложными и требуют глубокого и длительного лечения.

Виды и типы заикания у детей

Если спазм артикуляционных органов происходит на фоне волнения, эмоционального напряжения, а в отсутствие стресса этого нет, то это невротический вид логоневроза. Если ребенок заикается постоянно, независимо от внешних условий, из-за нарушений физического и психического развития, то имеет место неврозоподобный вид патологии.

По характеру проявления заикание подразделяется на типы:

  • тонический, когда из-за спазма речевых мышц возникает затяжная пауза, звуки даются с трудом, напрягается лицо, нарушается дыхание;
  • клонический, когда звуки, слоги повторяются неоднократно;
  • смешанный, когда есть признаки и тонического, и клонического типов.

Чтобы завуалировать дефект, ребенок улыбается, кашляет, зевает. Или сжимает кулачки, притопывает ногой, чтобы как-то преодолеть проблему. Как помочь маленькому человеку? Как избавить ребенка от заикания? Прежде чем приступать к лечению, имеет смысл поговорить о психологических корнях проблемы.

Психосоматика логоневроза у детей

Психологи утверждают, что методы воспитания ребенка в семье могут оказать влияние на появление проблем с речью. Они связаны с типами детской психологии:

  • Истерический. Это тот тип, когда ребенку все можно. Его балуют, исполняют любое его желание. Трудные времена наступают, когда надо “выходить в свет”, например, в детский сад и быть, как все. Стресс может спровоцировать заикание.
  • Неврастенический. В этом случае ребенка подавляют из-за несоответствия идеалам, которых водрузили на пьедестал родители. Пренебрежение, нежелание считаться с его мнением, унижение достоинства — такое психологическое давление может стать причиной логоневроза.
  • Психастенический. Гиперопека родителей, полная подконтрольность им делает ребенка неуверенным в себе и робким. Общение со сверстниками дается ему с трудом. Такой ребенок может начать заикаться.

В группе риска впечатлительные и слишком ранимые дети, нерешительные и несмелые.

Чтобы уберечь беззащитного маленького человека от беды, имеет смысл не баловать ребенка, считаться с его мнением, создавать условия для общения со сверстниками, разрешать познавать окружающий мир без гиперконтроля с родительской стороны. Такая любовь к своему ребенку сделает из него свободного человека.

Как лечить заикание у ребенка: специалисты и методы

Ребенок стал заикаться в 3-4 года, заикается в 6-7 лет. Что делать? Можно ли вылечить заикание и как? Кто лечит заикание у детей? Давайте по порядку.

Что делать, если ребенок заикается? При комплексном подходе заикание успешно поддается коррекции! Для этого необходимо пройти обследование, чтобы определить причину и своевременно начать лечение.

  • Логопед устранит нарушения в работе артикуляционного аппарата, научит правильному произношению звуков, откорректирует плавность и правильность речи.
  • Психолог выявит причину заболевания, поможет в преодолении страха, беспокойства, волнения, научит правильному отношению к стрессовым ситуациям.
  • Невролог назначит соответствующую терапию для нормализации работы нервной системы.

Современные методики лечения заболевания включают в себя коррекционные и лечебно-оздоровительные мероприятия.

Стабилизация эмоционального состояния и приведение в равновесие нервной системы — главные моменты при невротическом заикании. Таблетки и лекарства в виде успокоительных травяных сборов, гипноз, массаж, а также дыхательная гимнастика и упражнения от заикания, согласованные с логопедом, которые вам предстоит регулярно выполнять в домашних условиях, — все это реальная помощь вашему ребенку.

В случае неврозоподобного заикания назначается терапия нарушений головного мозга, которая направлена на восстановление психических процессов. Применение транквилизаторов и спазмолитиков, работа с психотерапевтом и логопедом — таков комплекс лечения.

Лечение заикания в домашних условиях

Лечебно-оздоровительные мероприятия, которые могут обеспечить ребенку родители — это:

  • прогулки на свежем воздухе, экскурсии на природе, игры, спортивные развлечения;
  • полноценный сон;
  • здоровое питание;
  • создание хорошего настроения, чему способствуют доброжелательное отношение друг к другу, благоустройство территории и помещения, где находится ребенок;
  • физические упражнения и ритмические танцы под музыку.

  Задержка психоречевого развития детей с элементами аутизма

Лечение заикания в домашних условиях включает в себя ласковое и внимательное отношение к малышу. Если ваш ребенок заикается, вот несколько добрых советов:

  • Разговаривайте с малышом медленно, не торопитесь, выговаривайте каждое слово.
  • Говорите спокойно, с улыбкой, доброжелательно.
  • Резкие движения и слова, окрики и одергивания, недопустимы.
  • Если вы возьмете малыша за руку, присядете, чтобы быть “на равных” и посмотрите ему в глаза, у него точно получится рассказать вам без запинки все, о чем не терпится рассказать. Еще бы! Он будет чувствовать вашу поддержку!
  • Устраивайте уютные домашние чтения, и пусть герои сказок будут добрыми и смелыми.
  • Учите ребенка ответственности, самостоятельности, приучайте его к труду.

Очень важное для положительной динамики значение имеют беседы с детьми, которые помогают сформировать правильное отношение к себе, поверить в собственные силы, учат ставить цели и идти к ним.

Лечение заикания у подростков

Дети подросткового возраста тоже подвержены этому заболеванию. Гормональные изменения в организме, неустойчивая психика, переоценка ценностей делают организм уязвимым. Логоневроз может усугубить присущие этому возрасту психологические проблемы и стать причиной комплексов.

Чтобы вылечить заикание у подростка, надо также создать единую команду из врачей-специалистов, родителей и самого взрослеющего человека, чтобы сообща преодолеть это речевое нарушение.

Избавиться самостоятельно от заикания подростку могут помочь в качестве дополнительных мер следующие рекомендации:

  • Пойте. Во время пения заикаться не получится. Постарайтесь делать это с удовольствием.
  • Занимайтесь творчеством. Ограничьте занятия, требующие активной умственной деятельности. Полезны также медитация, йога, путешествия.
  • Ведите дневник. Это даст вам возможность размышлять, выражать письменно, а не вслух, свои мысли в спокойной обстановке. Мысленный монолог без заикания поможет в преодолении речевого нарушения.
  • Освойте дыхательную гимнастику, научитесь дышать плавно и размеренно. Это поможет вашей речи стать такой же.

Дерзайте, найдите в себе силы справиться с проблемой, это выполнимо.

Наши дети независимо от возраста нам дороги. Заикание — это проблема. Но она решаема и преодолима. Терпение, вера в успех, а главное, безграничная любовь к своему ребенку способны творить чудеса! Заикание у детей: причины и лечение логоневроза (упражнения и лекарства) Ссылка на основную публикацию

Заикание у детей

Заикание в детском возрасте встречается значительно чаще, чем у взрослых людей. Признаки неправильного речевого развития можно обнаружить уже у 2-3 летних детей. Важно дифференцировать естественную прерывистую или невнятную речь, свойственную детскому возрасту, от истинного заикания.

Под заиканием понимают частые перерывы в речи, навязчивые повторения букв или слогов, порой целых слов; длительные паузы, когда слово как бы «застревает» в горле.

Виды

Различают заикание тоническое, при котором наблюдаются вынужденные паузы при произношении слов, и клоническое.

Тоническое обычно сопровождается напряжением челюстно-лицевых мышц, языка и гортани при вынужденных паузах.

При клоническом заикании ребенок повторяет первые слоги или буквы (обычно согласные) слов, при этом тонус мышц, участвующих в формировании речи, менее выражен.

Причины

  • В зависимости от причин заикание делят на невротическое и неврозоподобное.
  • Невротический вид дефекта наблюдается при патологических изменениях в нервной системе, в частности, в подкорковых областях мозга, вызванная родовой травмой, интоксикацией плода во время беременности, перенесенными вирусными заболеваниями, ДЦП и пр.
  • Изменения могут быть незначительны, не влиять на развитие и умственные способности детей, однако вызывать перевозбуждение речевых центров и как следствие — спазмы мускулатуры и заикание.
  • Невротический характер заикания выявляется при инструментальных исследованиях в клинике.

Ребенок часто повторяет отдельные звуки

Ребенок повторяет много раз слова, действия

Многие родители задаются вопросом: почему ребёнок часто повторяет звуки? Это может быть как нормой, так и патологией. Поэтому рекомендуется посоветоваться со специалистами. Может потребоваться обследование у логопеда, психиатра, психолога или невролога. Своевременная коррекция речи позволит ребёнку нормально развиваться и социализироваться.

Ребёнок может часто повторять отдельные звуки по следующим причинам.

  1. Эхолалия. Это патология, характеризующаяся неконтролируемым повторением ребёнком отдельных слов, звуков или даже предложений. Очень часто взволнованные родители принимают её за раннее проявление аутизма. Однако это не всегда так. Развивающемуся ребёнку интересно практиковаться в произнесении разных звуков, чтобы быстрее освоить речь. Но если эхолалия не проходит с возрастом, то это повод обратиться к врачу. Она может быть симптомом заболевания.
  2. Заикание. Сложная речевая патология, связанная с нарушением плавности и темпа речи, которые вызваны судорогами. Это достаточно серьёзное нарушение, мешающее ребёнку адаптироваться в социуме. Чаще всего заикание возникает в возрасте 2-5 лет, когда речь развивается наиболее активно. Патология нуждается в коррекции. Игнорирование проблемы может привести к тому, что заикание превратится в условный рефлекс.
  3. Функциональное нарушение, проходящее по мере того, как малыш набирает словарный запас. Достаточно часто мы видим, что дети хотят выразить какую-либо мысль, но не могут из-за ограниченного словарного запаса. Речь малыша выглядит следующим образом: «Вчера мы были в театре и там увидели, знаете что, что, что…». Далее он начинает перебирать слова, содержащиеся в его лексиконе, чтобы описать произошедшее событие. Многие родители, часто сталкивающиеся с подобным проявлением, начинают тревожиться, не заикание ли это.

Если ребёнок часто повторяет звуки, то родители должны обратить на это внимание. Но не стоит паниковать и рисовать в воображении страшные картины. В большинстве случаев при помощи грамотных педагогов можно скорректировать патологию. Это даст ребёнку возможность нормально развивать речь, общаться с родными и сверстниками, знакомиться с окружающим миром.

Эхолалия: причины и лечение

Эхолалия у ребёнка старше трёх лет может появиться вследствие различных заболеваний. Она является симптомом:

  • аутизма. Если при диагностированном заболевании ребёнок повторяет различные звуки и фразы, это может считаться благоприятным признаком. Наличие эхолалии свидетельствует об обработке речевой информации;
  • синдрома Туретта. Это заболевание центральной нервной системы, сопровождающееся многочисленными тиками;
  • синдрома Андерса Ретта. Серьёзная генетическая патология, которая, как правило, развивается у девочек;
  • дисфазии. Нарушение речи, возникающее из-за поражения некоторых отделов коры головного мозга;
  • умственной отсталости;
  • кататонической шизофрении;
  • опухоли или травмы головного мозга.

Существует также такое понятие, как отсроченная эхолалия. Её появление может быть связано с несколькими провоцирующими факторами.

  1. Самостоятельная стимуляция. Часто дети испытывают удовольствие от повторения определённых слов и звуков. Однако если не скорректировать патологию, то со временем малыш потеряет связь с реальностью.
  2. Поднятие настроения. Звуки и слова, которые повторяет ребёнок, могут свидетельствовать о его настроении. Со временем это превращается в условный рефлекс.
  3. Подведение итогов. Ребёнок собирает и воспроизводит всю звуковую информацию, полученную в течение дня.

Если вы заметили за своим ребёнком подобное поведение, то следует начать наблюдение у специалиста.

Диагностика и лечение

Если ребенок повторяет звуки в возрасте от трёх лет, то потребуется обследование у психиатра или невролога, а также помощь логопеда и педагога. Для исключения серьёзных патологий врач может назначить:

  • электроэнцефалограмму;
  • УЗИ головного мозга;
  • МРТ.

Если в ходе обследования у ребёнка не будет выявлено заболеваний, вызывающих эхолалию, то лечение у врача не потребуется. Не существует каких-либо медикаментозных методик борьбы с этим речевым отклонением. Избавиться от повторения ребёнком звуков помогут занятия со специализированными педагогами, логопедами и психологами.

Заикание: причины и лечение

Заикание является наиболее распространённым типом невроза у детей. Отрывистые звуки, которые ребёнок повторяет с трудом, возникают из-за клонических или тонических судорог речевого аппарата.

При клонических судорогах детьми повторяются первые слоги или буквы слова, произносятся лишние гласные вначале («а» или «и»). При тонических – ребёнку сложно выговорить согласные. Именно на них «спотыкается» малыш». Среди специалистов принято считать, что повторение одного звука более двух раз («М-м-мама», «Д-д-дай») является первым признаком заикания.

Заикание может появиться у ребёнка по нескольким причинам:

  • из-за физиологических нарушений (поражения ЦНС, наследственность, травмы мозга, заболевания органов речевого аппарата, последствия инфекций или рахита, переучивание с правши на левшу);
  • из-за психологических проблем (стресс, эмоциональное потрясение, детские страхи, потеря родных и друзей, сильный испуг, обида, привлечение внимания, строгое отношение в семье, подражание родителю или другому ребёнку с заиканием, чрезмерные речевые нагрузки, отсутствие обучения речи, переход в новую школу или детсад, смена места жительства).

В зависимости от причин специалисты выделяют две форма заикания – неврозоподобную и невротическую.

  • Невротическое заикание. Характеризуется отсутствием выраженных нарушений со стороны нервной системы. Моторика и речь также развиваются нормально. Дети с невротическим заиканием, как правило, в спокойной обстановке говорят абсолютно нормально.
  • Неврозоподобное заикание. Возникает вследствие патологий со стороны нервной системы. Вместе с заиканием появляются проблемы с моторикой и артикуляцией. Зачастую детям сложно говорить всегда, независимо от эмоционального состояния.

Советы родителям

Если ребёнок повторяет звуки вследствие заикания и эхолалии, то родителям следует соблюдать несколько простых правил при общении с ним.

  1. Во время разговора старайтесь не перебивать и не останавливать малыша.
  2. Внимательно прислушивайтесь к желаниям ребёнка. Как правило, дети повторяют звуки в определённых ситуациях и эмоциональных состояниях.
  3. Учите ребёнка новым словам и звукам. Подбирайте альтернативы его любимым фразам.
  4. Будьте ласковы, поддерживайте дома спокойную и приятную атмосферу.
  5. Не допускайте речевых перегрузок. Не вынуждайте малыша в красках описывать какие-либо события. Задавайте вопросы, на которые можно ответить односложно.

Если ваш ребёнок повторяет звуки, то не стоит игнорировать проблему. Лучше обратиться к специалистам центра «НЕАПЛ». Они помогут выявить и скорректировать проблему.

Как проявляется эхолалия у детей и как её устранить?

Ребенок повторяет много раз слова, действия

Становление речи у малыша происходит в несколько этапов.

Оно непосредственно связано с психическим и интеллектуальным развитием.

К 3 годам ребенок уже должен разговаривать предложениями и произносить все звуки.

При определенных нарушениях психического развития наблюдаются и отклонения в речевом поведении. К таким патологиям относится эхолалия. Она может быть последствием поражения мозговых структур, но иногда возникает и у здоровых детей.

Кто такой детский нейропсихолог? Узнайте об этом из нашей статьи.

О заболевании

Детской эхолалией называется отклонение формирования речи, при котором ребенок бесконтрольно повторяет слова и выражения из речи других людей.

Иногда по нескольку раз. При этом он может даже не понимать смысл того, что сказано.

Данное явление свойственно ребенку от года до двух, когда он только учится говорить и повторяет за другими слова и фразы.

Также дети 3-4 лет часто копируют поведение взрослых, в том числе и в речи. Это тоже считается вариантом нормы. Таким образом ребенок приобретает навыки коммуникации.

Если эхолалия не проходит после 4 лет, то это уже считается отклонением и требует коррекции.

Зачастую заболевание сочетается с эхопраксией (повторением жестов и мимики). Частота распространения патологии не превышает 0,5%.

Такие дети испытывают трудности в социальной адаптации, невозможность обучаться в общеобразовательной школе. Сложней всего приходится пациентам, у которых эхолалия сочетается с умственной отсталостью.

Классификация патологии

В медицине различают следующие виды отклонения: немедленное и отсроченное.

Немедленное — это отклонение, при котором больной сразу повторяет слова или выражения, услышанные у собеседника или по телевизору.

Физиологическая немедленная эхолалия свойственна детям до 3 лет.

Патологическая немедленная эхолалия выполняет определенные функции:

  1. Попытка поддержки разговора. Больному не хватает запаса слов, чтобы выразить свои мысли, поэтому при помощи повторения он стремится построить диалог.
  2. Выражение согласия. Повторение — это замена слова «да». Например: «Петя хочет гулять?». «Петя хочет гулять».
  3. Стремление понять, что говорит собеседник. Пациент не может осознать смысл сказанного в уме, поэтому пытается это сделать вслух.

Отсроченное отклонение предполагает повторение услышанного через некоторое время, через несколько минут или даже часов.

Это создает определенные трудности в диагностике, так как родители не сразу замечают патологическую речь.

Обычно отсроченный тип свойствен детям с аутизмом. В данном случае повторение выполняет определенные задачи:

  1. Попытка справиться со стрессом и ощутить положительные эмоции.
  2. Выразить эмоции. Например, какая-то фраза у ребенка ассоциируется с радостью, он будет повторять ее не к месту, чтобы передать свои положительные эмоции.
  3. Систематизация информации, которую ребенок получил за день.

Эхолалия бывает полной и частичной. При полной больной автоматически повторяет выражения, не осознавая их смысл. При частичной пациент наполовину понимает, что он говорит.

Что такое сказкотерапия для детей? Читайте об этом здесь.

Симптомы и признаки

Клиническая картина эхолалии зависит от первоначального заболевания. Общими симптомами являются:

  1. Повтор чужой речи сразу или через определенное время. Часто сказанные фразы бывают не к месту.
  2. Слишком тихая или громкая речь.
  3. Нет мимики.
  4. Нет ответного реагирования на имя.
  5. Искаженные интонации.
  6. Галлюцинации.
  7. При разговоре ребенок смотрит не на собеседника, а по сторонам.

Если эхолалия развилась на фоне аутизма, то у ребенка наблюдается стереотипное поведение.

То есть он повторяет одни и те же ритуалы, не общается со сверстниками, имеет скудный запас слов, зацикливается на одном занятии.

Причины развития

причина эхолалии — это растормаживание подражательного рефлекса.

Это происходит при функциональных или органических поражениях определенных долей мозга. В лобной доле происходит гипервозбуждение нейронов и нарушается баланс между торможением и возбуждением.

Провоцирующими факторами для появления болезни являются определенные психические отклонения:

  • аутизм;
  • шизофрения;
  • синдром Ретта;
  • болезнь Пика;
  • энцефалопатия;
  • олигофрения;
  • новообразования в мозге;
  • травмы головы;
  • нейроинфекции (менингит, энцефалит).

Нередко эхолалия сочетается с дислексией и дисфазией. Ребенок не может овладеть навыками письма и чтения, при этом его интеллектуальное развитие может быть нормальным.

Нарушение формирования речевых навыков может возникнуть вследствие следующих факторов:

  1. Тяжелая беременность, когда нарушается формирование мозговых структур.
  2. Родовые травмы, при которых повреждается головной мозг.
  3. Гипоксия плода.
  4. Прием лекарств, алкоголя и наркотиков при беременности.

Осложнения и последствия

Эхолалия — это серьезное расстройство, которое при отсутствии коррекции приводит к проблемам во взрослой жизни. Ребенок не может общаться со сверстниками, завести друзей, обучаться в обычной школе.

Позднее пациенты испытывают трудности при устройстве на работу и налаживании личных отношений. Обычно они живут одни, многие нуждаются в помощи родителей на протяжение всей жизни.

Кроме того, у больного прогрессируют и другие нарушения:

  1. Запоздалое развитие речи.
  2. Недостаточное формирование когнитивных навыков (памяти, внимания, мышления).
  3. Отставание эмоционального развития.

Лечение

Важное значение имеет выявление первопричины эхолалии. Обычно после устранения основного заболевания речь ребенка нормализуется. Функциональная эхолалия в раннем возрасте поддается лечению без лекарственных препаратов.

Родителям следует применять определенные приемы, чтобы малыш находил правильные способы выражения мыслей и эмоций. Что необходимо делать:

  1. Нормализовать психологическую обстановку в семье. Малыш должен чувствовать себя уверенно и спокойно, не испытывать страхов и негативных эмоций.
  2. Записать малыша в секции, кружки, где он найдет общение со сверстниками.
  3. Выстраивать вопросительные выражения так, чтобы на них требовались четкие ответы «Да» или «Нет».
  4. Разъяснять ребенку, когда можно отвечать вслух, а когда нет. Часто дети повторяют фразы по привычке.
  5. Требовать, чтобы малыш говорил от первого лица, а не от третьего. Обращаться к нему от второго лица. Часто родители сами виноваты в эхолалии, когда говорят: «Митя хочет кушать?» вместо «Ты хочешь кушать?».
  6. Пополнять словарный запас ребенка. Это можно делать при помощи чтения книг, просмотра познавательных фильмов, интеллектуальных игр.

В сложной ситуации требуется более серьезная коррекция. Она заключается в слаженной работе логопеда, психолога, невролога, психиатра.

Препараты

Медикаментозная терапия применяется для лечения не самой эхолалии, а для терапии основного заболевания, связанного с органическим поражением мозга. Обычно детям назначают следующие препараты:

Ноотропы. Обычно назначают Пантогам. Он улучшает процессы тканевого обмена в мозговых нейронах, способствует нормализации функционирования мозга. Эффективность применения Пантогама при эхолалии доказана многочисленными исследованиями.

Через 2-3 месяца монотерапии наблюдаются следующие результаты:

  • увеличивается речевое внимание;
  • многократно вырастает словарный запас;
  • улучшается внимание;
  • снижается гиперактивность.

Если после первого курса не удается достигнуть желаемых результатов, то назначают повторную терапию после месячного перерыва.

Нейролептики применяют при сопряжении эхолалии с шизофренией. Выбор препаратов и дозировку определяет врач.

Психостимуляторы (Дезоксин, Метелин). Активизируют психическую сферу организма, ускоряют когнитивные процессы. Эффективны для лечения эхолалии, вызванной травмами, нейроинфекциями.

Однако, препараты следует применять осторожно, так как они вызывают привыкание. Запрещено использовать психостимуляторы при синдромах Ретта и Туретта, эти средства усугубляют течение заболеваний.

Успокоительные растительные препараты (Валериана, Глицин) помогают при гиперактивности, нарушениях сна, беспокойном поведении.

Медикаментозная терапия должна сочетаться с логопедическими и психотерапевтическими методиками. На индивидуальных и групповых занятиях дети учатся правильно выражать свои мысли, грамотно строить предложения, взаимодействовать с другими детьми.

Прогноз

На начальном этапе заболевание легко поддается коррекции, когда оно не вызвано серьезными повреждениями мозга.

Если родители будут соблюдать врачебные рекомендации, то к школьному возрасту ребенок не будет отличаться от сверстников.

Сложнее обстоят дела с генетическими заболеваниями (синдром Ретта), которые сопровождаются серьезными психическими отклонениями и умственной отсталостью. Данные болезни являются неизлечимыми, удается лишь обучить ребенка некоторым навыкам самообслуживания.

Также трудно вылечить шизофрению. При помощи длительной терапии болезнь доводят до стадии ремиссии, вместе с этим налаживается речь. Однако, в периоды обострения симптомы могут вернуться.

Успешное обучение, нормальное психическое развитие зависит от своевременности диагностики и правильности лечения. Важно, чтобы воздействие было комплексным и преемственным, то есть должна работать слаженная команда из логопедов, психотерапевтов и родителей.

Родители в общении с малышами должны соблюдать следующие правила:

  1. Не перебивать ребенка при проговаривании фраз и слов.
  2. Больше разговаривать, учить малыша выстраивать правильную речь.
  3. Поощрять эмоции, выраженные правильными способами.
  4. Не допускать возникновения стрессовых ситуаций.

Эхолалия как самостоятельное нарушение возникает редко. Обычно оно является следствием психических отклонений или органических повреждений мозга.

Функциональное нарушение проходит самостоятельно и не требует лекарственной корректировки. Если диагностированы серьезные заболевания, потребуется длительное лечение и комплексный подход. Большое значение имеет отношение родителей, их готовность помочь своему ребенку.

Убираем эхолалию с помощью творческих рассказов:

Наша интересная группа :

Логоневроз: почему ребенок повторяет окончания слов и что с этим делать?

Ребенок повторяет много раз слова, действия

Практически все слышали о такой распространенной проблеме, как заикание. Но порой ребенок повторяет окончания слов лишь иногда, а в целом, говорит правильно и четко.

Одни родители считают это баловством, другие — незамедлительно обращаются к логопеду. Является ли повторение окончания слов патологией и к какому врачу лучше записать ребенка, расскажем далее.

Специалисты называют состояние, при котором ребенок или взрослый повторяет окончания слов, логоневрозом. Это системное нарушение практически не связано с речевым аппаратом, как это может показаться на первый взгляд.

Основная причина патологии кроется в расстройстве функционирования нервной системы. Дети с логоневрозом в обычной ситуации прекрасно произносят все звуки, а при возникновении стресса перестают это делать нормальным образом.

Почему происходит повторение окончаний слов:

  • имеющиеся психические заболевания, например, неврастения или шизофрения;
  • перенесенные травмы головного мозга;
  • наследственная предрасположенность;
  • особенности характера. Чаще всего повторяют окончания слов нервные, мнительные, склонные к тревожности персоны;
  • заболевания, в том числе инфекционные, поражающие головной мозг — инсульты, опухоли, менингит и прочие;
  • другие имеющиеся нарушения развития речевого аппарата: алалия, дислалия и прочие;
  • перенесенные психологические травмы или сильный стресс;
  • страх речи. Обычно подобное встречается у детей, которые пережили неудачное выступление на публике;
  • нервное и физическое переутомление. Чаще всего возникает у тех детей, которые паралельно с занятиями в школе получают дополнительное образование (спортивные и творческие секции);
  • неблагоприятная психологическая обстановка в семье или в учебном заведении. В первом случае провокатором логоневроза чаще всего становятся скандалы между родителями, слишком строгое воспитание, завышенные требования к ребенку. Во втором — конфликты со сверстниками.

В редких случаях к возникновению проблем с речью приводит чрезмерное усердие родителей, которые буквально с года тренируют малыша с помощью разных методик, желая, чтобы он освоил сразу несколько иностранных языков или начал учить стихи.

Диагноз логоневроз ставится при значительном проявлении симптомов, при этом заиканию практически всегда сопутствует напряжение, страх и тревога перед тем как произнести речь.

Классификация логоневроза

Специалисты выделяют три основных вида патологии:

  1. тонический вид. Ребенок часто делает паузы в речи. Звуки или целые слоги произносит долго, как будто растягивая;
  2. клонический. При таком типе логоневроза больной повторяет звуки или слоги по несколько раз;
  3. смешанный тип. Имеет признаки тонического и клонического, одновременно.

Несколько важных фактов о логоневрозе:

  • в отличие от заикания, которое присутствует постоянно, повторение или растягивание слогов и звуков беспокоит ребенка лишь иногда, как правило, в момент эмоционального перенапряжения;
  • пик возникновения расстройства приходится на возраст 3-8 лет. В редких случаях им могут страдать и взрослые;
  • если патологией не заняться вовремя, она может многократно усугубиться. То есть, невроз, возникающий в определенные периоды, станет постоянным.

Часто нарушение сопровождается наличием дополнительных симптомов, их делят на три группы:

  1. дыхательные нарушения: периодически возникающее чувство нехватки воздуха, спазмы, перехватывающие горло;
  2. невротические признаки. К ним относят: страхи, тревожность, низкая самооценка, плохой сон и аппетит;
  3. сопутствующие симптомы: тики, тремор, спазмы речевых мышц, моргание.

Мальчики страдают логоневрозом в три раза чаще, чем девочки.

Что делать?

Если ребенок повторяет окончания слов, нельзя относиться к подобному, как к баловству. Ругать и считать это преднамеренным кривлянием — неправильно. Необходимо посетить специалиста, который поможет разобраться в причинах сложившегося состояния, а также найдет пути решения проблемы.

К какому врачу обратиться, зависит от того, что вызвало патологию, обычно это:

  1. логопед. Он поможет ребенку в формировании четкой и грамотной артикуляции всех звуков, освоении техники правильного дыхания и владения собственным голосом, а также речевым аппаратом, в целом;
  2. психотерапевт. Если имеет место травмирующая ситуация, либо ребенок перенес какой-то стресс ранее, доктор, применяя современные методики, поможет избавиться от последствий подобного события;
  3. невролог. Задача этого специалиста — подбор медикаментов. Наиболее часто назначаются седативные и спазмолитические препараты, а также лекарства, улучшающие мозговое кровообращение.

В дополнение необходимо: нормализовать режим труда и отдыха ребенка, снизить общий уровень стресса, освоить лечебную физкультуру и специальную дыхательную гимнастику, принимать успокаивающие отвары и настои трав.

Иногда, чтобы разобраться в ситуации, сложившейся в семье, к психологу приходится обращаться не только страдающему от речевого расстройства, но и его близким.

по теме

О причинах и лечении логоневроза в видео:

Логоневроз — серьезное системное нарушение, часто затрагивающее сразу несколько органов. Подход к его лечению должен быть грамотным и комплексным. Как правило, ребенку требуется не только общение с психологом, но и прием медикаментов. Кроме того, многое зависит от ситуации в семье и в коллективе сверстников.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.