Малыш делает странные движения ногами, лежа на животе

Содержание

20 упражнений, которые можно делать лежа в постели

Малыш делает странные движения ногами, лежа на животе

  • Упражнения из части 1 и 2  делайте размеренно, не торопитесь. Они помогают проснуться и подготовиться к активным упражнениям из части 3.
  • Каждое упражнение повторяйте хотя бы по 5—6 раз.
  • Упражнения из части 3 приводят тело в тонус, разогревают мышцы, поэтому делайте их энергичнее.
  • На выполнение всех упражнений тратьте минимум 5—10 минут.
  • После упражнений выпейте стакан воды.

Упражнение №1

Хорошенько потянитесь, помассируйте мочки ушей, затем разотрите ладони и потрите переносицу, пока не почувствуете приятное тепло. Это поможет проснуться и подготовиться к более активным упражнениям.

Упражнение №2 «Волна»

Положение тела — лежа на спине, колени согнуты под прямым углом,  правая рука на животе, левая на груди. Сделайте глубокий вдох, максимально наполните легкие воздухом, задержитесь в этом положении на несколько секунд,  затем глубокий выдох, так чтобы надулся живот. Повторите 5—6 раз.

Зачем: тренирует мышцы живота, полезно для легких, улучшает кровообращение.

Упражнение № 3 «Бабочка»

Исходное положение — лежа на спине, руки вдоль туловища.

Согните ноги в коленях и разверните так, чтобы стопы были сведены вместе, а колени разведены в разные стороны. Делайте движения ногами, имитируя взмахи крыльев бабочки, старайтесь дотянуться коленями до кровати.

Зачем: тренирует мышцы ног, развивает гибкость.

Упражнение №4  «Струна»

Положение тела — лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища.

Заведите руки за голову и пальцами рук тянитесь  вверх, а носочками тянитесь вниз. Постарайтесь добиться максимального напряжения тела, по аналогии с натянутой струной, и задержитесь в этом положении на несколько секунд. Повторите 3-4 раза.

Зачем: тренирует все основные мышцы, приводит их в тонус.

Упражнение №5  «Растяжка»

Оставайтесь в том же положении — лежа  на спине, руки вдоль туловища.

Согните ногу, обхватите обеими руками и притяните к груди, задержитесь в этом положении. Затем повторите всё то же самое с другой ногой.  Упражнение также можно выполнять, притягивая сразу обе ноги.

Зачем: тренирует мышцы, идущие вдоль позвоночника, предупреждает боли в пояснице.

Упражнение №6 «Кобра»

Лягте на живот, упритесь на руки и начинайте медленно подниматься, не отрывая таз от кровати. Затем зафиксируйте положение максимального прогиба на несколько секунд и вернитесь в исходное положение.

Зачем: тренирует мышцы шеи, груди и живота, развивает гибкость.

Упражнение №7 «Рисуем ногами»

Возвращаемся в исходное положение — лежа на спине, руки раскинуть в стороны.

Переведите ноги в вертикальное положение и начните выписывать в воздухе разные цифры и буквы. Сначала левой потом правой. После, для снятия напряжения, перевернитесь на живот и немного поболтайте ногами в разные стороны.

Зачем: тренирует мышцы ног и живота.

Упражнение №8 «Перекаты»

Исходное положение — лежа на спине.

Согните ноги и подтяните к груди, обхватите их обеими руками.  Затем, в таком положении, начинайте поворачивать корпус  из стороны в сторону в течение 30—40 секунд.

Зачем: тренирует мышцы спины, снимает напряжение с позвоночника.

Упражнение №9 «Лодочка»

Исходное положение — лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги прямые.

Медленно отрываем ноги и руки от кровати и слегка приподнимаем грудную клетку, задерживаемся в таком положении насколько хватит сил, повторяем несколько раз.

Зачем: тренирует: мышцы спины, ног и рук.

Упражнение №10 «Корзинка»

Продолжаем лежать на животе, ноги согнуты в коленях.

Заводим руки за спину и обхватываем стопы, стараемся как-бы вытянуться вверх, прогибаемся в пояснице и поднимаем грудную клетку. Упражнение следует выполнять медленно и постепенно, прогибаясь в пояснице без ощущений дискомфорта.

Зачем: тренирует: мышцы спины, развивает гибкость.

Упражнение №11 «Ножницы»

Исходное положение — лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямые.

Поднимите ноги под углом примерно в 45 градусов, руки поместите под ягодицы, это поможет снять напряжение с поясницы. Затем начинайте делать махи ногами. Левая нога двигается вправо, правая влево, потом наоборот, имитируя движение ножниц.

Зачем: тренирует мышцы пресса и ног.

Упражнение №12 «Велосипед»

Исходное положение — лежа на спине.

Поднимите ноги и согните в коленях, далее выполняйте вращательные движения, как будто крутите педали велосипеда. Старайтесь делать амплитуду движений более широкой, чтобы увеличить нагрузку на мышцы пресса.

Зачем: тренирует мышцы пресса и ног.

Упражнение №13 «Махи на боку»

Исходное положение — лежа на правом боку.

Положите  правую руку под голову или упритесь в кровать, для того, чтобы зафиксировать положение. Далее делаем махи левой ногой, чередуем направление вверх-вниз и из стороны в сторону. Выполняем по 5—10 махов на каждом боку.

Зачем: тренирует мышцы ног, развивает гибкость.

Упражнение №14 «Махи на спине»

Исходное положение — лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища.

Поднимаем поочередно правую и левую ногу, делаем махи.

Зачем: тренирует мышцы ног и живота, развивает гибкость.

Упражнение №15 «Подъем»

Исходное положение — лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища.

Начните медленно подниматься, пока не коснетесь руками до кончиков ног. Во время выполнения этого упражнения важно, чтобы ноги были плотно прижаты к кровати, а колени не сгибались.

Зачем: тренирует: мышцы спины и ног, развивает гибкость.

Упражнение №16 «Полумостик»

Исходное положение — лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища.

Упритесь руками и ногами в кровать и поднимите таз как можно выше, затем вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 7—10 раз.

Зачем: тренирует мышцы ягодиц и задней поверхности ног.

Упражнение №17 «Наклоны»

Исходное положение — сидя, ноги согнуты в коленях.

Медленно опускаем корпус, вытягиваем руки и тянемся вперед, постарайтесь вытянуть спину как можно сильнее. Задерживаемся в таком положении на 5ー10 секунд, затем возвращаемся в исходное положение.

Зачем: тренирует мышцы спины, снимает напряжение с позвоночника, развивает гибкость.

Упражнение №18 «Наклоны головы»

Исходное положение — сидя на кровати, ноги в позе лотоса.

Руки заведите за спину и обопритесь на них. Медленно прижимайте подбородок к груди, а затем в том же темпе запрокиньте голову назад. После этого постепенно опустите голову к левому плечу, затем верните ее в прямое положение. Повторите движение к правому плечу. Повторите упражнение 5—6 раз.

Зачем: тренирует мышцы шеи, снимает напряжение с позвонков в шейном отделе.

Упражнение №19 «Бокс»

Исходное положение — лежа на спине, ноги слегка согнуты в коленях, руки вдоль туловища.

Поднимите плечи, как если бы вы хотели приподняться и одновременно руками изображайте удар. Чередуйте руки, подъемы должны быть достаточно энергичными.

Зачем: тренирует мышцы ног, рук и косые мышцы живота.

Упражнение № 20 «Взлет»

Исходное положение — сидя на кровати, ноги сложить в позе лотоса, руки развести в стороны.

Выполняйте вращательные движения руками сначала назад, затем вперед. Выполните по 10 вращений в каждую сторону.

Зачем: тренирует мышцы рук и плечевые суставы.

Почему грудничок выгибается

Малыш делает странные движения ногами, лежа на животе

малыш выгибается в спине

Одной из причин, почему грудничок выгибается в спине и запрокидывает голову, может быть чрезмерное напряжение мышц задней поверхности шеи и спины. Чтобы определить это протестируйте малыша. Тестирование проводят с 3-х месячного возраста ребенка.

Тест 1

Положите малыша на живот и понаблюдайте за ним. Если мышечное напряжение в спине будет выраженным, то в положении ребенка лежа на животе, голова запрокидывается назад, плечи приподнимаются над поверхностью стола без участия в этом рук.

Возможно, что с одной стороны напряжение может быть выше, тогда туловище будет изгибаться в данную сторону, при этом голова поворачивается, и ребенок самопроизвольно заваливается на спину.

Необходимо отличать активные перевороты ребенка с живота на спину и самостоятельное удержание головы от случайного «опрокидывания». Разница заключается в биомеханике движения.

Принято считать, что сначала дети должны научиться переворачиваться со спины на живот, но все же в 5% случаях, первым наблюдается поворот на спину.  Только после снятия чрезмерного мышечного напряжения следует приступать к тренировке активных правильных движений, соответствующих возрасту.

Тест 2

Теперь в положении лежа на спине слегка потяните малыша за ручки. При этом ребенок не сможет сгруппироваться, голова запрокидывается назад.

Для того, чтобы почувствовать выраженность мышечного напряжения в области шеи, подведите свою ладонь под затылок малыша и медленно приподнимите затылок над поверхностью.

Во время попытки привести подбородок ребенка к груди вы ощутите мышечное сопротивление.

Мероприятия

В этом случае помогут несколько расслабляющих приемов массажа шеи, спины и специальные упражнения.

Начальный положительный результат ваших действий может проявиться в том, что ребенок перестает держать голову и «опрокидываться» на спину.

На самом же деле, это снижается чрезмерное не нужное мышечное напряжение, которое может мешать активным движениям ребенка, в том числе и своевременному повороту со спины на животик.

После снижения мышечного напряжения можно будет перейти к упражнениям на тренировку мышечной силы и двигательных навыков.

Массаж воротниковой зоны

Когда грудничок выгибается, стимулирующий массаж не показан. Если у малыша сильно и постоянно напряжены мышцы спины, разгибающие шею, он не может привести подбородок к груди ни лежа на спине, ни лежа на животе.  В этих случаях показан расслабляющий массаж, описание которого смотрите ниже.

Малыш во время массажа должен лежать на животе, его руки согните в локтевых суставах и подведите под грудную клетку. Начинаем массаж с поглаживания.  Ваша ладонь должна двигаться от затылочной области в сторону надплечий, по задней и боковым поверхностям шеи. Отдельно погладьте сами надплечья от шеи до плечевых суставов. Повторите прием 4-5 раз.

растягивание напряженных мышц

Затем переходим к нежными растягивающими движениями, которые используют непосредственно для этих мышц.

Для этого одной рукой придерживаем затылок, а второй рукой от этой области медленно проводим по мышцам шеи вниз и к надплечьям, задерживаемся в конце движения на 2-3 секунды. Прием повторяем 3-5 раз.

Заканчиваем поглаживанием и переходим к массажу спины.

Массаж спины

Выбирая приемы массажа, помните про тестирование мышц спины, когда определяли почему грудничок выгибается. Начинать с расслабляющего массажа нужно, если вы увидели выраженное напряжение этих мышц.

  Это должны быть приемы поглаживания и легкого растягивания.

Если такого напряжения нет, если ребенок еще плохо удерживает голову, то отдайте предпочтение приемам растирания, как стимулирующим движения, а приемы растягивания не применяйте вообще.

поглаживание спины

Первый прием поглаживание. Проводится вдоль позвоночника кистями рук в направлении вверх и вниз. Повторите прием 3-5 раз.

Затем поглаживание проводится подушечками пальцев от позвоночника по ходу ребер в бок. Повторите прием 2-3 раза с каждой стороны.

растяжка мышц

Для снятия напряжения с мышцы спины переходим к нежными растягивающими движениями, которые используют непосредственно для этих мышц.

Завершите массаж спины, повторив прием поглаживания.

Теперь добавляем специальные упражнения, которые укрепляют мышц шеи, наклоняющие голову вперед и растягивают мышцы задней поверхности шеи и спины.

Упражнение 1

Положите малыша на стол на спину и подложите под его голову и плечи детскую подушку. Со стороны спины своими руками обхватите плечи ребенка и слегка приподнимите их над поверхностью, подождите несколько секунд, чтобы ребенок попробовал самостоятельно вслед за плечами приподнять голову. Опустите ребенка на подушку для отдыха. Повторите упражнение 5-7 раз.

Упражнение 2

Если у ребенка не получается самостоятельно приподнять голову, помогите ему, подведя свою ладонь под затылок.  Задержитесь в этом положении на 3-5 сек, постепенно увеличивая это время. Повторите упражнение 5-7 раз.

Упражнение 3

В положении лежа на спине, верхний головной конец приподнять под углом 30 градусов, для этого подложить под голову и плечи подушку. Ладони врача располагаются по задней поверхности плеч, шеи, затылка. Медленно приподнять верхнюю половину туловища над поверхностью, задержать на несколько секунд и опустить. Повторить несколько раз до ощущения исчезновения мышечного сопротивления.

Упражнение 4

упражнение: тренировка подъема головы

Усложнить предыдущее действие, стимулируя активное статическое удержание головы при подъеме туловища. Для этого в приподнятом положении убрать пальцы с затылка ребенка на несколько секунд. Если ребенок голову удерживает, можно перейти к следующему действию.

Упражнение 5

С подушки приподнять туловище, но голову при этом не поддерживать. Ребенок должен предпринять попытку сгруппироваться, если ему это удалось несколько раз в подряд, то подушку можно убирать и подъем осуществить с горизонтальной плоскости.

Упражнение 6

Активные упражнения. По мере того как нормализуется мышечный тонус задней поверхности шеи и туловища и растет сила мышц -сгибателей шеи, можно приступать к тренировке самостоятельного контроля головы ребенком.  Для этого разработаны упражнения на гимнастическом мяче: в виде прокатываний в положении на животе во все направления, прокатывания на валике, «полеты».

Рекомендации остеопата для родителей

Мнение остеопатов, почему грудничок выгибается. В моей практике с подобными нарушениями я встречаюсь не редко, наблюдения показывают, что причиной выгибания может быть неправильное внутриутробное положение плода, трудности во время родов. Данные мной рекомендации хорошо сочетаются с остеопатическим лечением.

Как остеопат, своим пациентам я провожу диагностику и коррекцию имеющихся дисфункций, затем родители по данным рекомендациям занимаются ежедневно с малышом в домашних условиях. При повторном приеме, в среднем через 2 недели, я оцениваю результаты, при необходимости провожу дополнительное остеопатическое воздействие.

Справиться с данной проблемой удается в большинстве случаев.

Читать онлайн Обучение моторным навыкам детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов страница 5. Большая и бесплатная библиотека

Малыш делает странные движения ногами, лежа на животе

В конце концов и ноги обретают силу: ребенок начинает вставать, опускаться и переступать, держась за мебель. Затем наступает грандиозный финал симфонии, когда все большие мышцы работают в гармонии: ребенок начинает ходить.

С этого момента в основном только те компоненты крупной моторики, которые вступили в действие позже всего, то есть мышцы бедер, ног и общего равновесия, продолжают совершенствоваться.

Им еще есть чему научиться: бегу, прыжкам, топанью, галопу, удерживанию равновесия на одной ноге, езде на велосипеде, а возможно, и катанию на лыжах и коньках.

Равновесие продолжает совершенствоваться до двенадцати – пятнадцати лет (Taguchi and Tada, 1988).

В общем и целом типично развивающиеся дети испытывают период быстрого прогресса моторного развития с рождения до приблизительно года жизни, который затем сменяется десятилетием медленного улучшения и оттачивания навыков.

Прежде чем обратиться к развитию детей с ДЦП, давайте рассмотрим некоторые менее известные аспекты развития моторики первых месяцев жизни. Они относятся ко всем детям.

Как положение тела ребенка влияет на его моторное развитие

Раннее моторное развитие зависит от положения, в котором находится младенец.

Одни навыки младенцы осваивают в положении лежа на спине, другие – лежа на животе, третьи – когда их держат в положении сидя или стоя, а также когда носят на руках.

Когда вы кладете ребенка на спину, живот или на бок, вы определяете, какие мышцы будут при этом задействованы. Все это касается детей с ДЦП в той же степени, что и обычно развивающихся детей.

Дети с ДЦП особенно зависят от положения, в которое их помещают. Они учатся переворачиваться позже, чем другие дети, а некоторые так и не овладевают этим навыком. Соответственно их положение определяет родитель или замещающий его взрослый.

Осознание того, что положение ребенка влияет на развитие его крупной моторики, поможет вам лучше понимать рекомендации физиотерапевта. В том числе касательно того, чего ожидать от выполнения домашней программы развития. Это понимание может помочь вам включить рабочие пятиминутки в повседневную жизнь вашего ребенка.

Положение лежа на спине

Лежа на спине, младенцы начинают использовать мышцы передней поверхности тела, которые также называют сгибателями. Это мышцы, которые сгибают наши суставы. Когда ребенок из положения лежа на спине удерживает или поворачивает голову, у него работают мышцы-сгибатели шеи.

К концу первого месяца жизни мышцы-сгибатели шеи удерживают голову в срединном положении или поворачивают ее; чуть позже ребенок становится сильнее и лучше координирует движения – и тогда он учится подтягивать подбородок, кивать головой и поднимать голову с поверхности.

Вы могли заметить, как ребенок вытягивает шею, когда находится в детском или автомобильном креслице. Он хочет видеть как можно больше – и использует для этого мышцы-сгибатели шеи.

Когда ребенок лежит на спине, работают мышцы-сгибатели плеч, которые вытягивают руки вперед. Сгибая плечо и локоть, ребенок может поместить руки в рот или соединить их над грудью. Когда эти мышцы становятся сильнее, ребенок получает возможность вытягивать руки прямо, дотягиваться до игрушек и играть в положении лежа.

Что еще могут дети делать в положении лежа? Они дрыгают ногами, поднимают ноги, касаются коленей и в конце концов учатся поднимать ноги так высоко и так надолго, что получают возможность заниматься любимым занятием – играть со своими ступнями. И снова мышцы, которые позволяют им это делать, находятся спереди тела – сгибающие мышцы бедра сгибают бедро и поднимают ноги. Мышцы живота (сгибатели корпуса) помогают им, слегка сгибая корпус (рис. 2.1).

Рис. 2.1

Как только вы кладете ребенка на спину, он начинает задействовать сгибающие мышцы и, таким образом, становится сильнее, а его движения – более координированными. То же самое происходит, когда вы помещаете его в наклонное положение – в детском или автомобильном креслице.

Положение лежа на животе

Лежа на спине, ребенок начинает использовать мышцы задней поверхности тела, которые называются разгибателями. Их задача – разгибать суставы.

Если новорожденного ребенка положить на живот, он сгруппируется: его ручки будут согнуты, ножки подтянуты к животу, а подбородок прижат к груди. Чтобы ребенку было легче дышать, мышцы-разгибатели шеи позволяют ненадолго поднять голову и повернуть ее на бок.

Мышцы спины (разгибатели спины и плеч) распрямляют тело и позволяют рукам выскользнуть из-под него. Мышцы ягодиц (разгибатели бедер) распрямляют бедро, и ребенок может поднять ноги.

Каждый раз, когда ребенок оказывается на животе, эти мышцы работают и становятся сильнее, однако достижения поначалу не очень видны. Ребенок может поднять голову и помахать руками, дрыгая в то же время ногами, и выглядит при этом как пойманная птица, готовая взлететь. Какое отличное упражнение для спины! Попробуйте его как-нибудь сами. Все разгибающие мышцы отлично работают.

Проходит время, прежде чем мышцы спины начинают работать синхронно с мышцами плеч и ног. Это происходит, когда ребенок уже способен опираться на локти или на ладони, отталкиваясь от твердой поверхности и выпрямляя руки в локтях (рис. 2.2).

С этого времени он может удерживать вес на одной руке, а другой – тянуться к чему-либо и играть. Играя на животе, ребенок учится переворачиваться на бок, а затем двигаться вперед.

Потом ребенок занимает положение на четвереньках, из которого может перемещаться в положение сидя, начинает ползать и в конце концов встает.

Рис. 2.2

Каждый раз, когда вы кладете ребенка на живот, разгибающие мышцы его шеи, плеч, спины и бедер начинают работать. С каждым разом они становятся все более сильными, а их движения – более координированными.

Для развития ребенка важно, сколько времени он проводит в положении лежа на спине, животе и на боку. Дети, проводящие мало времени на животе, получают меньше возможности укреплять мышцы спины. Положение на животе особенно важно для детей с ДЦП, так как у них, как правило, мышцы спины очень слабые. Чем больше у них будет возможностей потренировать их, тем лучше.

Другие положения тела

Когда дети лежат на боку, когда их держат вертикально или перекладывают из одного положения в другое, задействованы как мышцы-сгибатели, так и мышцы-разгибатели, одновременно или попеременно. Каждый раз, когда вы держите вашего ребенка на руках, меняете ему подгузник, переодеваете или купаете, вы стимулируете развитие его крупной моторики.

Переворачивая его с бока на бок, поднимая его руки, ноги или голову, вы вызываете у него мышечный ответ. Это очень полезное занятие – тренировать мышцы ребенка и играть с ним. Хорошо как для обычно развивающегося ребенка, так и для вашего малыша с задержкой развития или ДЦП. Положение лежа на боку подходит для сна и отдыха.

Также из положения лежа на боку в состоянии бодрствования легко поднести руку ко рту, поиграть с руками, посмотреть на них. Для этого ребенку не нужно поднимать руки, преодолевая гравитацию, как в положении на спине. В положении на боку патологические рефлексы и патологический мышечный тонус с меньшей вероятностью будут воздействовать на движения рук ребенка.

По этой причине ваш физиотерапевт может порекомендовать вам положение лежа на боку для ранних движений рук и игр.

Из положения лежа на боку младенцы легко переворачиваются. Спонтанные движения и гравитация помогают им переворачиваться либо на живот, либо на спину. Обычно младенцы сначала переворачиваются из положения на боку случайно, а затем учатся это делать намеренно.

Они понимают, что сгибание или напряжение мышц сбоку, которые не касаются поверхности, приводят к переворачиванию из положения на боку. Поэтому начиная приблизительно с двух месяцев младенцы не лежат подолгу на боку – уже через несколько минут они переворачиваются.

Положение лежа на боку может быть порекомендовано детям с задержкой развития или ДЦП. Особенно хороша эта альтернатива для детей, которые не способны играть в положении лежа на спине или на животе. Если вашему ребенку полезно находиться именно в этом положении, физиотерапевт покажет вам, как закрепить его, чтобы ребенок оставался в таком положении продолжительное время.

Моторное развитие детей с ДЦП

Малыши с ДЦП овладевают навыками крупной моторики в той же последовательности, что и другие дети. Сначала они держат голову, затем садятся и ползают и в конце концов начинают ходить.

«Если это правда, – можете возразить вы, – почему же мой ребенок так отличается от других детей?» Возможно, вы читали о детском развитии брошюру в кабинете врача или книгу. Там были чудесные иллюстрации, изображающие, что делают дети в определенном возрасте. Но вам известно: ваш ребенок этого не делает.

Вам сказали, что развитие вашего ребенка задерживается и что ему нужно больше времени, чтобы овладеть основными навыками. Вы проявляете терпение и помогаете ему.

Ваш ребенок растет и учится новому. Но он выглядит не так, как дети в брошюре. То, что он делает, возможно, там не упомянуто и не изображено.

Таким образом, вы делаете вывод, что ваш ребенок развивается не только медленнее, чем другие дети, но и вообще по-другому.

Когда ребенок начинает самостоятельно ползать на животе, по-пластунски, на четвереньках. Как научить ребенка ползать: упражнения и массаж

Малыш делает странные движения ногами, лежа на животе

Зачастую родители мечтают о том, чтобы их маленький ребенок поскорей стал взрослее и научился переворачиваться, садиться, ползать, вставать на ножки и наконец-то ходить. Однако, не стоит гордиться тем, что малыш уже с возраста в полгода самостоятельно ходит.

Все педиатры считают, что пропускание этапа ползания не дает положительных результатов, поскольку хождение прямо создает мощную нагрузку на позвоночный отдел малыша. В процессе ползания как раз разрабатываются и развиваются спинные мышцы, отвечающие за поддерживание тела в положении стоя.

Помимо развития мышц при ползании у ребенка развивается мышление, так как мозгу приходится усиленно работать для слаженности механизма по чередованию ручек и ножек.

Возраст, в котором дети начинают ползать

После того, как малыш научился переворачиваться, примерно после трех месяцев, он может начать рассматривать много интересных предметов. Таких, которые не мог заметить в лежачем положении.

И после этого он впервые пытается достать эти игрушки, дотянувшись до них, а спустя какое-то время и вовсе подползая к ним на животике.

Когда малышу исполняется полгода, родители начинают интересоваться вопросом, в каком же возрасте он поползет по-настоящему.

Некоторые дети могут ползать уже с пяти месяцев, но в большинстве случаев это начинается с полугода, а месяцев в девять он начинает совершать попытки садиться самостоятельно, после хорошего укрепления мышц спинки, ножек и ручек.

Крупные детки иногда не могут ползать даже в возрасте восьми месяцев, тогда педиатр рекомендует пройти массажные курсы для укрепления мускулатуры спины. Правильное ползание в качестве этапа развития малыша должно проходить обязательно на четвереньках, чтобы готовиться тем самым к следующему этапу – ходьбе.

Этапы ползания

Каждый малыш индивидуален, поэтому и поэтапность его развития может проходить иначе, чем у любого другого ребенка. Одни рано начинают ползать на животике, а другие практически сразу ползают перекрестно на четвереньках. А у третьих любой из этих этапов и вовсе может отсутствовать.

Первый этап – ползание на животике, причем оно может быть в разных направлениях (боком, задом или вообще по-пластунски).

Второй этап —  ползание в полноценном объеме. Ребенок выставляет обе ручки перед собой и затем резкими движениями приставляет к ним ножки, все это напоминает неуклюжие прыжки, схожие с лягушачьими.

А есть и другой вариант – малыш стоит на четвереньках и раскачивается вперед и назад, а потом пытается выставить ручки по очереди перед собой и пододвигает к ним ножки.

Оба эти способа наглядно показывают, как ребенок начинает ползать.

Третий этап – самый сложный, включающий в себя ползание перекрестное, при котором правая ножка выдвигается одновременно с левой рукой и наоборот, создавая четкие и слаженные движения.

Упражнения, помогающие освоить ползание

После того, как ребенок научился хорошо совершать перевороты со спины на животик и обратно, он начнет на короткое время подниматься предплечьями, именно в этом момент можно начать выполнение некоторых упражнений, способствующих началу ползания.

Упражнение на мяче

Такое упражнение отлично развивает детские спинные мышцы и даже способствуют облегчению колик у малышей (в том случае, если они спустя 3 месяца не прекратились). Малыша кладем на мяч животом и придерживаем в области подмышек. Если мяч плавно покачивать вперед и назад, ребенок будет учиться выгибать спину, напрягая при этом важные мышцы для ползания.

Упражнения для ручек

Эти упражнения помогут укрепить мышцы ручек и спинки. Малыш лежит на спинке, при этом мама должна взять его за ручки так, чтобы он поймал ее большой палец.

Затем мама должна плавно поднимать ручки малыша наверх и опускать их. Хорошо будет, если разводить ручки в стороны, а затем скрещивать их у груди малыша.

Лишь после этого нужно попробовать не спеша приподнять его за руки (примерно до образования угла в 45°С) и затем медленно опустить его.

Упражнение с переворотами

Эта гимнастика поможет освоить переворачивание, если малыш не может делать это уверенно. Маме нужно положить свой большой палец в ладонь ребенку и крепко держать его кисть. После этого направить корпус малыша на переворачивание. При этом маме нужно держать его левую ногу, помогая повернуть область таза.

Упражнение «поза лягушки»

Ребенок лежит на спинке, а мама должна взять его ножки за голени и начать медленно и плавно переводить их в согнутое состояние, как у лягушки, а затем медленно их разогнуть. После этого нужно перевернуть малыша на живот и сделать то же самое, только дополнительно дать ему самому попробовать оттолкнуться от маминых рук и пододвинуться вперед.

Главное требование при выполнении этих упражнений – это спокойное, плавное и ласковое обращение с ребенком. Это поможет сохранить его положительный эмоциональный настрой и сформировать благоприятное отношение к такой гимнастике.

Массаж для укрепления мышц

Безусловно, если врач назначил вашему малышу специальный массаж для лечения и оздоровления, то проводить его может лишь медицинский работник. Но если вы хотите сделать вашему малышу простой массаж, который укрепит общую группу мышц и поможет сделать ребенка более активным в ползании, то вы сами сможете его сделать.

Главное – не забывать, что кожа у маленьких детей очень нежная, поэтому дома стоит ограничиться лишь поглаживаниями. Ни в коем случае не проводите массаж сразу до или после кормления, подождите как минимум полчаса. Одного раза в день будет вполне достаточно.

Перед тем, как заниматься упражнениями с ребенком, снимите все свои украшения, чтобы они не смогли травмировать кожу малыша. По длительности массаж не должен превышать десяти минут. И если малыш плачет и ему не нравится массаж, то и вовсе его прекратить делать.

Рекомендуется поглаживать ручки, ножки и спинку малыша дадут ему помимо оздоровительного эффекта, еще и эмоциональное равновесие. Ручки нужно поглаживать и снаружи и внутри – ладошку, начиная от кистей к предплечьям.

Ножки массируем от стоп к бедрам, при этом обходим суставы коленей. Поглаживание спинки осуществляется сверху вниз и наоборот. После всех этих поглаживаний, необходимо аккуратно поразминать их с той же последовательностью.

Привлекаем малыша к ползанию

Бывают такие ситуации, когда детки не хотят ползать по полу, хоть уже и хорошо ползают по кроватке. И в этом случае малышу нужно просто немного помочь.

Обучение и помощь

Если ваш ребенок развивается правильно, то уже начиная с возраста в 5 месяцев можно начать готовить его к ползанию. Самое лучшее место для этого занятия – это пол, безусловно, чистый и покрытый ковром либо одеялом.

Необходимо положить малыша на пол и подложить ему под грудь небольшой валик. Затем демонстрируем ему игрушку, которую он любит и ставим ее на небольшое расстояние, чтобы у ребенка появилось желание до нее дотянуться.

У пяточек нужно организовать упор в мамины руки или стенку и помочь малышу отталкиваться от него.

Вместо любимой игрушки можно поставить новые предметы, безопасные для него. У малыша должен быть интерес к достижению этой цели, иначе успеха не будет. После каждой успешной попытки нужно хвалить его, несмотря на то, что слов, возможно, он и не поймет, однако вашу интонацию, одобряющую его действия, и настроение прочувствует очень хорошо.

Личный пример

Наглядный пример может стать прекрасным стимулом для малыша, если, например, мама или папа будут показывать сами, как правильно ползать, малыш непременно начнет этому подражать. Стоит отметить, что родители, проползая по будущим «тропам» малыша, смогут выявить небезопасные для него места или предметы пространства, например острые углы шкафов и так далее.

Любое родительское поощрение дадут толчок к еще большей активности ребенка в ползании. Затем, после приобретения некоторого ползательного опыта, можно несколько усложнить ему задачу созданием препятствий на пути. Это могут быть: небольшой барьер, проход под стулом или множество любых несложных на ваш взгляд.

Это поможет малышу стать еще активнее, такое занятие может стать для него приятной игрой.

Подведем итоги

По-пластунски на животике – после шести месяцев малыш начинает ползать, это зависит от индивидуальных особенностей развития и готовности тела к этому этапу.

Если после восьми месяцев ребенок даже не пытается ползти, стоит обращаться к врачу. Хорошее развитие и профилактика различных заболеваний зависит лишь от усилий и терпения родителей.

Для того, чтобы мышцы ребенка были активными, рекомендуется делать ему профессиональный массаж и проводить самостоятельные упражнения дома.

Некоторые детки, которые научились переворачиваться на животик, пытаются передвигаться при помощи ручек и ножек, вертятся кругами или ползут задом. В среднем, по-пластунски ребенок начинает ползать с восьми месяцев, при этом поднимая корпус, он делает упор на ручки и подтягивает телок себе.

На четвереньках – с девяти месяцев ребенок умеет стоять на четвереньках и пытается двигаться, раскачиваясь вперед и назад.

Процесс ползания обязательно должен быть своевременным для разработки спинных мышц, которые будут поддерживать его потом при ходьбе.

Полноценное уверенное и синхронное ползание начинается примерно с десяти месяцев. Вершина мастерства в этом деле – ползание перекрестно.

По статистике, девочки начинают все делать раньше, в том числе и ползать.

Ползание – это важный процесс, который оказывает лишь положительное влияние на развитие ребенка. При нем укрепляется моторика, работа мозга и основа для формирования речи. Помогайте своему ребенку, и тогда он будет настойчивым, целеустремленным и выносливым.

Как научить ребенка ползать (видео)

Правила и способы выкладывания новорожденного на живот

Малыш делает странные движения ногами, лежа на животе

Первые дни и недели после рождения ребенок очень мало двигается. Основные позы – лежа на спине или на боку, поджав ножки к животу.

Чтобы новорожденный быстрее научился удерживать головку в горизонтальном и вертикальном положениях, его необходимо выкладывать на живот.

О том, когда можно класть грудничка на животик и как это делать грамотно и безопасно, рассказывают эксперты сайта Кроха.info. На этом ресурсе очень много полезной и важной информации о детях с рождения для мам и бабушек.

Когда и как правильно выкладывать новорожденного на живот

Молодые мамочки очень боятся нанести грудничку травму. Чтобы этого не случилось, важно следовать рекомендациям врачей.

В чем польза такого выкладывания

  1. Это способствует развитию двигательных навыков и моторики у малыша. Когда грудничок лежит на животике, он непроизвольно напрягает мышцы отдельных частей тела. Именно из такого положения он познает окружающий мир.

    Для лучшего обзора кроха начинает опираться на ручки, поднимать головку, из этого же положения он впоследствии поползет.

  2. Выкладывание на животик помогает правильному формированию костей свода черепа.

    Мягкие кости на голове при неизменной позе в течение долгого времени могут привести к деформации головки, что представляет серьезную угрозу для здоровья.

  3. Профилактика пупочной грыжи – еще один плюс в сторону выкладывания малыша на животик.

    Кроме того, такая поза существенно уменьшает кишечные колики и помогает выходу газов из кишечника грудничка.

  4. Нормализация кровообращения из-за смены положения тела.

Основные правила выкладывания

Самый главный момент – понимание того, что все дети индивидуальны. Кто-то любит такое положение, а другие малыши сразу заходятся в плаче. Чтобы выкладывание на животик ребенка было правильным, необходимо соблюдать следующие принципы:

  • Поверхность должна быть ровной и твердой. Идеальный вариант – пеленальный столик. Если его нет, подойдет упругая кровать или обычный стол. Можно положить грудничка и на пол при отсутствии сквозняков и оптимальной температуре в помещении. Поверхность должна быть застелена чистой теплой пеленкой.
  • Выкладывать до кормления. Как правило, после очередного приема пищи, малыш сразу хочет спать. Также после еды такая поза может вызвать рвотный рефлекс у грудничка, как следствие – срыгивания.
  • Обязательный присмотр со стороны родителей. Это связано не только с тем, что ребенок может упасть с высоты, если лежит на столе, но также с тем, что новорожденный может уткнуться носиком в пеленку. Чтобы ничего не мешало, нужно убрать все игрушки, пледы, одеяла и другие предметы.
  • Комфортная температура воздуха. Чтобы движения не были ограничены, лучше выкладывать грудничка на животик голым. Поэтому температура должна быть оптимальной для новорожденного, иначе он перемерзнет.

Важно! Во время выкладывания малыш не должен хотеть спать. Основная задача такого упражнения – натренировать слабые мышцы и укрепить их. В сонном состоянии грудничок просто-напросто начнет засыпать, не прилагая усилий для поднятия головки или тельца.

Эффективные способы приучения малыша к положению лежа на животе

Большинство грудничков любят лежать на животе. Но есть и такие дети, которые начинают капризничать и плакать при смене позы. Тогда мама задается вопросом, как правильно приучить ребенка? Главное соблюдать последовательность и придерживаться следующих правил:

  1. Регулярность. В первые несколько раз выкладывать грудничка на животик нужно на 10-15 секунд, чтобы он привык к новому положению. Ребенок должен быть при этом в бодром расположении духа. Мама тоже не должна переживать и бояться. С позитивным настроем новорожденного женщине нужно аккуратно перевернуть его на животик и также бережно вернуть в исходное положение.
  2. Малыш должен чувствовать надежную опору под собой. Поэтому оптимальным вариантом для первых выкладываний будет теплый живот мамы.
  3. Постепенное увеличение продолжительности выкладываний. Не должно быть резких скачков. Если сегодня малыш на животе проводил по 1 минуте, то на следующий день время можно немного увеличить. Для этого мама не должна считать каждую секунду. Ребенок сам покажет, что поза становится для него тяжеловатой.
  4. Соблюдение ежедневного ритуала. Выкладывание на животик должно стать непременным ежедневным действием. Это такое же необходимое упражнение как массаж или ежедневное купание грудничка. Лучше ориентироваться на одно и то же время в течение дня, когда малыш будет проводить на животе.
  5. Можно совмещать выкладывание с легкой гимнастикой, поглаживанием спинки, ручек и ножек ребенка.
  6. Не заставлять. Если грудничку неприятно, он плачет, не нужно настаивать. Пусть полежит на спинке, немного успокоится. Через некоторое время стоит повторить попытку. Приучение должно быть постепенным.
  7. Можно отвлечь внимание ребенка яркой игрушкой, поговорить с ним. Тогда новые ощущения принесут ему меньше дискомфорта.
  8. Смена поверхности. Чтобы кроха проявлял интерес, можно периодически менять поверхность, на которой он будет лежать, а также чередовать цветовые оттенки пеленок и простынок.
  9. Если дочь или сын совсем отказывается лежать на животике, стоит предложить другие альтернативные варианты. Например, укачивание на фитболе, полет на «самолетике», купание в ванной в круге. Тактильные контакты с надежными мамиными руками быстрее помогут новорожденному адаптироваться к смене положения.

Самое главное, не заставлять малыша. Немного позже, когда грудничок подрастет, он научится переворачиваться самостоятельно, и с радостью будет познавать новый мир из положения на животе.

Как оценить физическое развитие ребёнка от 0 до 3 месяцев?

Малыш делает странные движения ногами, лежа на животе

Материал этой и последующих статей, посвященных развитию ребенка первого года жизни, будет интересен тем родителям, которые хотят взять на себя ответственность за здоровье своего малыша.

С того момента, как в вашей семье появится младенец, вы наверняка столкнетесь с мнением, что только специалисты (педиатры, детские неврологи и ортопеды) могут определить, насколько здоров и развит ваш ребенок, только профессиональный массажист сможет правильно делать массаж и гимнастику, только инструктор по плаванию сумеет заниматься с ним ранним плаванием.

Я же считаю, что в случае рождения здорового ребенка его маме достаточно иметь добротную информацию о детском развитии и о разных методиках занятий с новорожденным, а также желание самой овладеть ими и применить их на практике.

Да и для малыша нет ничего лучше, чем мамины руки и голос, с любовью обращенный к нему.

В случае рождения больного ребенка необходимо, разумеется, профессиональное лечение, но и активная включенность родителей в процесс оздоровления тоже необходима.

Данный материал посвящен развитию здорового младенца и тому, как родителям следует заниматься со своим малышом, чтобы помогать этому развитию.

Условия для занятий

Для начала обсудим те условия, в которых имеет смысл оценивать ребенка и с ним заниматься. Выбранное для этих целей помещение должно быть тихим, равномерно обогреваемым, с температурой примерно 26-29С.

Малыш должен быть раздет и лежать на достаточно твердой поверхности (это может быть пеленальный столик или просто диван, покрытый ковриком из пенорезины). Наилучшее время – час-полтора после последнего кормления.

Как выглядит новорождённый?

Итак, перед нами новорожденный малыш – в первые 6 недель жизни. Рассмотрим, как он выглядит, лежа на спине, на животе и в вертикальном положении.

Положение на спине

Поза ребенка неравновесна, вы видите, что он хаотично двигает головой, ручками и ножками. Кисти при этом сжаты в кулачки, ручки согнуты в локтях, ножки разведены наружу.

Голова малыша не задерживается в среднем положении, поворачиваясь без предпочтения то в левую, то в правую стороны. Если вы вложите в ручки младенца свои большие пальцы, он сожмет их.

Придерживая руками его предплечья, невысоко приподнимите ребенка над поверхностью, вы увидите, что его головка запрокинется назад.

Положение на животе

Здоровый новорожденный поворачивает голову вбок (при одностороннем источнике света преимущественно в одну сторону) и может на одно мгновение приподнять ее боком. Ручки и ножки полностью согнуты, кисти рук сжаты в кулак, колени подтянуты под живот.

Если малыш не остается в положении покоя, то видны рефлективные ползательные движения. Такие движения взрослый сможет вызвать легким нажатием большого пальца на стопу. Это приводит к разгибанию ножек и к движению тела вперед. Попробуйте поочередно стимулировать то левую, то правую стопу и оцените одинаковость силы реакции с обеих сторон.

На этих фото хорошо видно как наши дети подросли и многому научились: они уверенно лежат на спине, движения рук и ног уже не хаотичны. Малыши начинают обучаться координированным движениям: рука-рот, рука-нога.

Вертикальное положение

Возьмите своего малыша обеими руками под мышки и расположите его вертикально, давая возможность ступнями соприкасаться с поверхностью. Голову при этом поддерживайте большими пальцами в среднем положении, спинку ребенка поверните к себе.

Здоровый новорожденный в таком положении демонстрирует «примитивную реакцию опоры ног». Ножки вертикально удерживаемого младенца распрямляются, повышается тонус коленных суставов, в меньшей степени тазобедренных, возможны и распрямление всего тела, и короткое поднимание головы.

Ножки всей стопой касаются поверхности, руки согнуты, ладони сжаты в кулак.

Если наклонить туловище ребенка слегка вперед, то можно пронаблюдать «автоматическое шаговое движение» ­– малыш будет попеременно выполнять своими ножками шаговые движения.

Так выглядит здоровый ребенок первых 6 недель жизни. В дальнейшем он будет развиваться благодаря программе, вложенной в него самой природой.

Основная задача трех первых месяцев, если вы помните (если нет, загляните в статью Моторное развитие ребенка в первый год), – овладение новым окружением, категорически отличающимся от пространства матки, в которой малыш развивался предыдущие 9 месяцев.

Каждый ребенок уникален, поэтому темпы достижения этой цели, естественно, будут разными. Однако учитывайте, что следующей ориентировочной временной точкой, когда стоит оценивать развитие своего чада, являются 3-3,5 месяца.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.