Не могу разобрать речь

Содержание

Разрушаем популярные мифы о коррекции слуха: слуховому аппарату быть!

Не могу разобрать речь

Сколько заблуждений витает вокруг слухового аппарата! А ведь этот цифровой «мини-компьютер» дает слабослышащим шанс на самостоятельную комфортную жизнь и общение. Стоит ли доверять популярным мифам? Давайте разбираться, где медицинские факты, а где – домыслы.

Миф № 1: потерянный слух можно восстановить таблетками

Ученые пока не создали таблетки, способные вернуть слух глухим или пациентам с хронической нейросенсорной тугоухостью. Бытует миф, что если обратиться к врачу-неврологу, то потери слуха можно избежать. Это не так. И вот почему.

Во-первых, любые неполадки со слухом, чем бы они ни были вызваны, диагностирует врач сурдолог-оториноларинголог. Он же разбирается в причинах и рекомендует, как поступить в том или ином случае.

Тугоухость или, говоря проще, устойчивое снижение слуха, может быть вызвана нарушениями в периферийной или центральной нервной системе человека. К периферийным сбоям относится нарушение звукопроведения по кондуктивному типу, нейросенсорный и смешанный типы тугоухости.

Кондуктивные нарушения – это когда звуковой волне что-то мешает доходить до слухового нерва. Причин множество. Это могут быть: серная пробка, воспаления, вызванные инфекциями, опухоли, наросты на кости, повреждение барабанной перепонки или даже инородное тело в ухе.

Нейросенсорная тугоухость поражает чаще всего звуковоспринимающий аппарат: внутреннее ухо, черепной нерв или центральные отделы слухового анализатора.

Самая распространенная причина – неправильная работа волосковых клеток улитки. Это может быть как врожденным дефектом, так и повреждениями в течение жизни.

Другие причины сенсоневральных нарушений слуха встречаются крайне редко. Бывает так, что обе причины присутствуют у одного и того же пациента. Тогда врачи говорят о смешанном типе тугоухости.

Кондуктивная тугоухость может поддаваться медикаментозному лечению, иногда – оперативному вмешательству. Схему лечения и препараты выписывает врач сурдолог-оториноларинголог. Самостоятельно «назначать» таблетки для домашнего лечения нельзя – это приведет к непоправимым последствиям не только для слуха, но и для организма в целом.

Нейросенсорный тип снижения слуха невозможно вылечить. Однако остаточный слух можно скорректировать. Назначит коррекцию слуха с помощью слухового аппарата или системы кохлеарной имплантации врач-сурдолог. А проведут ее в медицинском центре.

Вывод: только обращение к врачу даст вам ясную перспективу сохранения слуха.

Медикаменты уместны лишь в случаях, когда идут воспалительные процессы в ухе. И только по назначению врача. При сенсоневральной тугоухости ни лекарства, ни операция не помогут.

Миф № 2: слуховой аппарат ухудшает слух

Один пациент долго отказывался от слухового аппарата, сравнивая его с семечками. Мол, взял горсть, потом еще и еще – оп, и весь пакет слузгал.

Со слуховым аппаратом так же: раз надел, оглох и стал зависимым от него. Сравнение забавное, но печальное. Тысячи пациентов отказываются от своевременной помощи, потому что верят этому мифу.

И даже убеждены, что остаточный слух можно «натренировать».

Представьте, что на вашем автомобиле стерлись колодки. Логичное решение: поставить машину в гараж, чтобы поломка не стала причиной аварии. Но сосед по гаражу говорит, что надо просто ездить на авто чаще. Тогда деталь «восстановит» ресурс. Звучит абсурдно, правда?

Человек – не машина. Но логика здесь та же. Никаких медицинских методик «тренировки» остаточного слуха не существует. Но можно стимулировать слуховые центры коры головного мозга, чтобы не разучиться слышать совсем. Именно это и делает слуховой аппарат.

Еще один страх, связанный со слуховыми аппаратами, родился во времена, когда эти устройства были громоздкими и их невозможно было настроить. Примитивные, несовершенные, они усиливали все звуки без разбора и издавали страшный свист. Головной боли от такого «помощника» было больше, чем пользы.

Но за последние десять лет произошла настоящая эволюция микропроцессоров. Современные слуховые аппараты не только резко уменьшились в размерах. Они неузнаваемо «поумнели». Современный слуховой аппарат не только программируется индивидуально, он автоматически выделяет из окружающего мира полезные звуки и «давит» шумы. Звучат такие устройства естественно, объемно и не «свистят».

Вывод: правильно подобранный и настроенный прибор стимулирует участки мозга, ответственные за восприятие звука.

А вот «усилители слуха», не зарегистрированные в Минздраве, аппараты, купленные без рекомендации врача, не принесут пользы. Коррекция слуха – медицинская услуга, а слуховой аппарат – всего лишь один из инструментов.

И проводить ее необходимо в медицинских клиниках после диагностики и под наблюдением сурдолога.

Врач порекомендует слуховой аппарат и объяснит, как им правильно пользоваться

Миф № 3: слуховой аппарат помогает слышать, но не разбирать речь

Тугоухость развивается плавно. Проходят годы от первых симптомов на уровне «Мне показалось» до «Невозможно больше, пойду к врачу». Наш мозг адаптируется к текущим условиям, маскирует и «прячет» проблему.

При первой примерке слухового аппарата происходит интересное: мозг фиксирует противоречия между привычным ощущением и звучанием в слуховом аппарате. По факту, прибор возвращает восприятие звуковых колебаний на нормальный физиологический уровень.

Но из-за того, что мозг привык слышать иначе, новое звучание кажется незнакомым и непонятным. Поэтому сразу разобрать речь вы не сможете. Должен пройти период адаптации. В это время, скорее всего, слуховой аппарат нужно будет «донастраивать», так как способность слышать меняется.

Возможно, понадобится помощь сурдопедагога.

Вывод: умение понимать речь – приобретенный навык. У здорового ребенка речь развивается спонтанно. В зрелом возрасте слуховой аппарат восстанавливает физическую способность слышать звуки. А вот понимать их придется учиться заново. В медицине это называется «абилитацией».

Миф № 4: слуховой аппарат достаточно использовать на ухе, которое хуже слышит

Все знают, что стерео намного лучше, чем моно. Слух должен определять пространственное расположение источника звука, а не только громкость, высоту и тональность. Режим стерео необходим для ориентации в пространстве.

Человек, слышащий одним ухом, не сможет найти звонящий мобильный телефон дома. И это еще полбеды. Если он окажется в лесу и заблудится, то его бесполезно будет звать: он просто пойдет в противоположную сторону от зовущего.

В коре височных долей головного мозга энергия внешнего раздражителя преобразуется в нервный импульс, так происходит высший анализ и синтез звуков. Наше левое полушарие отвечает за правое ухо, а правое полушарие – за левое ухо.

Кроме того, левое полушарие отвечает за вербальное понимание языка, а правое – за контекст речи, интонацию, эмоции.

Без правого полушария невозможно верно оценить, какой смысл был заложен говорящим в даже такие простые слова, как «здравствуй», «спасибо» – были ли они сказаны приветливо или отчужденно.

Полушария работают вместе, выполняя при этом разные задачи, и если одно из них не выполняет возложенные на него функции, то для человека мир становится не просто в серых тонах, банальные ситуации начинают представлять угрозу для его жизни. К сожалению, пациенты со снижением слуха зачастую не понимают этого.

Когда врач рекомендует пациенту приобрести два слуховых аппарата, он и его родственники чаще всего реагируют одинаково: относятся к такому совету с недоверием, предполагая, что их хотят обмануть.

В таких случаях они делают выбор в пользу правого уха, связанного с левым полушарием. Пациент с аппаратом лишь на правом ухе разбирает речь, но оказывается не способен оценить ее эмоциональную окраску.

Более того, он теряет способность бессознательно выделять из звуков нужный сигнал и уводить на задний план шум. Эта способность называется эффектом бинаурального шумоподавления. Если он не может локализовать источник звука, то не может и выделять речь из шума.

Есть и еще один минус. Во время беседы у человека появляется привычка поворачиваться к говорящему тем ухом, которым он слышит, на котором есть аппарат.

Это приводит к тому, что постепенно у него появляется асимметрия лица, закрепляется привычка прикладывать к уху ладонь.

Если вы решили сделать выбор в пользу лишь одного прибора, то прежде ответьте себе на вопрос, каким ухом, а точнее – каким полушарием вы готовы пожертвовать.

Вывод: человек, который нормально слышит, слышит двумя ушами, то есть имеет бинауральный слух. Поэтому слуховые аппараты необходимо ставить на оба уха.

Миф № 5: пожилым людям нужно покупать слуховые аппараты попроще

Цифровые слуховые аппараты с возможностью настройки под пациента – необходимость в любом возрасте, неважно, идет речь о пожилом человеке или о ребенке. Дело не только в моральных аспектах вопроса, но и в их физических данных. Малышам нужно учиться, развиваться и осваивать новое. Пожилым – сохранить нажитое.

Помимо тугоухости, у людей зрелого возраста наверняка есть хронические заболевания. Одно из распространенных – нейрососудистое расстройство. Оно ухудшает степень восприятия громких звуков и речи, приводит к снижению разборчивости. Простые аппараты не смогут нейтрализовать весь комплекс проблем.

Отказываясь от консультации врача-сурдолога в специализированной клинике, потому что «дорого, а бабушка старенькая», вы делаете добровольное пожертвование в пользу тех, кто продает аудиологические устройства, но не оказывает вам врачебную помощь. Вы не экономите деньги, а совершаете разовый платеж без результата.

Говоря проще, действие «купи – продай» состоялось. Но не произошло главного: пациенту не стало лучше. Скорее всего, он уберет неудобный и бесполезный прибор подальше.

Вывод: пожилым людям нужны современные программируемые слуховые аппараты, независимо от того, какой образ жизни они ведут (предпочитают сидеть дома или работают).

Если коррекция слуха проведена грамотно, в первую очередь вы создадите комфортные условия для себя – пожилой родственник станет лучше слышать вас, а значит, станет меньше поводов для раздражения

Миф № 6: слуховые аппараты трудно использовать и обслуживать

Современные слуховые аппараты работают автоматически. Все нужные настройки делает врач. Ухаживать просто: манипуляции сводятся к периодической сушке, чистке аппарата и бережному отношению.

Вывод: не отказывайтесь от слухового аппарата, если нет противопоказаний. Он улучшит качество жизни и вернет вам радость общения.

Жизнь с нарушением обработки слуховой информации | Фонд Выход, аутизм в России

Не могу разобрать речь

15.11.14

Взрослая женщина с расстройством аутистического спектра и СДВГ о том, как приспособиться к жизни, если тебе трудно понять чужую устную речь

Andrea’s Buzzing About

Кто-то останавливает меня в университетском коридоре.

Пока я лихорадочно пытаюсь понять, кто же это такой, я слышу вопрос: «Ты идешь в занятную парикмахерскую?» Какое-то время я недоумеваю, а потом до меня доходит, что я додумываю другие слова, я прошу повторить вопрос, но он все еще не имеет никакого смысла. Судя по всему, это что-то важное, я прошу сказать другими словами, пока, наконец, до меня не доходит. Это моя одногруппница, и она спрашивает: «Ты идешь на занятия в пятницу?»

Подобная путаница с пониманием речи на слух — это настоящая проблема. В результате, я отвечаю не на те вопросы, и иногда мы с собеседником даже не догадываемся, что ведем диалог про два совершенно разных предмета.

Хотя другой человек знает, что он имеет в виду, я могу понять нечто совершенно противоположное. Я могу сказать, что прекрасно все поняла, и никто из нас даже не догадается, что мы были «на разных волнах».

Проблема продолжается, и собеседник видит в ней не простое недопонимание, а очередное доказательство того, что я неспособна учиться или справляться со своими обязанностями! Такое случается со мной регулярно, в том числе с руководителями и начальниками.

Иногда я не справляюсь с декодированием фонем, и во время нормального разговора появляются участки: «Бла-бла-бла-бла-бла, неразборчиво, бла-бла-бла». Если я прошу собеседника повторить сказанное, то снова слышу: «Бла-бла-бла-бла-бла, неразборчиво, бла-бла-бла». Это как говорить по мобильнику, когда есть помехи со связью, и сигнал периодически пропадает.

Мои мысленные субтитры, расшифровка разговора, которую я веду у себя в голове, вполне нормальна во время «бла-бла-бла», но как только я добираюсь до «неразборчиво», это как нижняя строка на таблице в кабинете окулиста — как ни старайся, ее не разобрать. Я ненавижу объявления в аэропорту, потому что в половине случаев я вообще не понимаю, что там говорят.

Из-за различных проблем с речью у меня неоднократно проверяли слух. Где бы я ни жила, кто-нибудь обязательно спросит про мой «акцент» (скорректированное нарушение речи). Однако мои уши работают просто отлично.

Я слышу звуки, которые не слышат большинство людей, например, изменения в тоне шума жестких дисков или вентиляторов в аппаратуре.

У меня диагностированы гиперакузия, чрезмерная чувствительность к звукам, и тиннитус, звон в ушах, который еще больше затрудняет для меня восприятие речи.

Многие годы моя семья, учителя, консультанты и работодатели жаловались, что я не понимаю, что происходит вокруг, забываю то, что они мне сказали, слишком буквально понимаю сказанное или просто игнорирую их. На занятиях или во время встреч я делаю все, что только могу.

Я сажусь на первую парту, я заранее читаю по предмету, я смотрю, что говорит лектор. И все равно меня отвлекает шум кондиционера, батареи, мигающей лампы и проектора, и я с трудом понимаю, о чем идет речь, даже если лектор стоит всего лишь в паре метров от меня. Иногда я прошу говорить погромче, но настоящая проблема совсем не в громкости.

Мне трудно отделить звуки голоса от постороннего шума, кроме того, моя мысленная расшифровка чужих слов со всеми новыми терминами занимает много времени, плюс к тому, мне нужно в два раза больше времени, чтобы понять, что именно было сказано, и что это значит в данном контексте. Очень часто я не могу понять, о чем речь, если говорят несколько людей.

Я пытаюсь делать аудиозаписи лекций, но, честно говоря, по второму разу понятнее не становится.

Пока я не начала смотреть фильмы и сериалы с субтитрами, я даже не осознавала, как много диалогов я понимаю неправильно.

Только недавно, когда я снова попыталась смотреть телепередачи без субтитров, я поняла, насколько трудно мне понимать диалоги, и как сильно мне приходится все время напрягать внимание. Мне особенно трудно говорить по телефону, когда я не вижу того, с кем разговариваю.

Я ненавижу проверку ой почты, поскольку мне приходится прослушивать одно и то же скомканное сообщение по три-четыре раза, чтобы понять продиктованный телефонный номер! С текстовыми сообщениями гораздо проще.

Предотвратить подобные проблемы в учебе или на будущей работе очень трудно. Так что мне нужно как-то объяснить людям, что у меня может быть идеальный слух, но при этом я все равно могу не понимать, что они говорят, и это не делает меня грубой, равнодушной, ленивой или глупой. Эти трудности нельзя решить, если просто «больше стараться».

По результатам проверки слуха, я слышу просто прекрасно. Нарушение обработки слуховой информации (иногда его называют центральное нарушение обработки слуховой информации) трудно диагностировать при стандартной проверке слуха.

Как только я нашла специалиста в этой области, результаты были весьма показательными, и эта информация помогла и мне, и моим работодателям.

Ниже приводится выдержка из моего письма педагогам и работодателям, в котором описывается, что такое нарушение слуховой обработки информации, как оно на меня влияет, и как я с этим справляюсь. Это малоизвестная проблема, так что я привожу эту выдержку, чтобы людям было проще ее понять.

Нарушение обработки слуховой информации — это невидимая инвалидность, особенность развития, которая затрудняет восприятие речи на слух.

Хотя я прекрасно слышу, время от времени у меня есть проблемы с восприятием и расшифровкой чужой речи. Эта проблема похожа на плохую связь по мобильному телефону, когда звук то и дело пропадает.

Мои трудности еще больше осложняются тиннитусом (ощущением «звона в ушах»), который еще больше увеличивает «фоновые шумы».

Обследование у лицензированного врача-аудиолога показало, что при полной тишине мое восприятие речи (понимание произносимых слов) составляет 80% для левого уха и 86% для правого уха. В условиях шума (например, при работающих приборах и при голосах других людей) мое понимание речи снижается до 68% для левого уха и 52% для правого уха.

Как это влияет на меня

Можете представить, насколько трудно уследить за ходом разговора или понять лекцию, когда я буквально понимаю только половину из сказанного. Мне приходится полагаться на контекст, чтобы разгадать, что имеют в виду другие люди.

Я прилагаю дополнительные мысленные усилия, чтобы расшифровать новые термины и концепции, кроме того, я трачу в два раза больше времени, пытаясь вспомнить, что было сказано, пока я пыталась понять одно слово. Постоянная расшифровка заполняет мою рабочую память. Из-за этого я часто понимаю слова буквально, так как не могу уделить внимания контексту.

Очень часто я задаю вопросы или комментирую во время лекций или встреч только для того, чтобы подтвердить, что я правильно все услышала.

Моя рабочая и кратковременная память тратится на восприятие речи, а не на то, чтобы запомнить услышанное. В результате, я могу покинуть занятие не имея ни малейшего представления о чем оно было, потому что у меня не хватило на это кратковременной памяти. Мне нужно прочитать конспект, чтобы усвоить материал лекции.

Мне трудно воспринимать устные инструкции. Мне трудно понять, вспомнить и выполнить серию устных инструкций. Например, это могут быть указания, как добраться до определенного места, как обращаться с техникой или даже описания шагов по вычислениям. Кроме того, я могу путать похоже звучащие числа, например, «пять» и «девять» или «шестнадцать» и «шестьдесят».

Мне может быть трудно различать голоса и посторонний шум. В ситуации, когда говорят сразу несколько человек, мне особенно трудно, потому что разные голоса и посторонние шумы сливаются вместе. Это относится не только к ресторанам и конференциям, но также к разговорам в офисе, коридорах и на занятиях, когда начинаются «обсуждения в малых группах».

Для меня почти в любой обстановке будут механические шумы, которых не слышат другие. Я слышу высокочастотные звуки, которых не слышат большинство других людей.

Кондиционеры в окнах, батареи, вентиляторы в проекторах, жесткие диски компьютеров и флуоресцентные лампы вместе создают для меня очень шумную обстановку.

Гиперакузия — медицинское состояние, вызывающее повышенную чувствительность к звукам, обостряет мое восприятие высокочастотных звуков.

Что может помочь

Поскольку я имею дело с этим расстройством каждый день, у меня наработан ряд стратегий для компенсации. Ниже приводятся несколько стратегий, которые могут облегчить нашу коммуникацию. Однако каждая из этих стратегий успешна лишь частично, и моя способность компенсировать эту проблему снижается, если я устала или больна.

— Будет лучше, если я смогу получить план лекции или занятия заблаговременно, за час или накануне. Это поможет мне поработать с новыми концепциями и подготовиться к новым терминам.

— Разрешите мне сидеть на первой парте и подальше от каких-либо работающих устройств. Я немного читаю по губам, так что мне важно хорошо видеть говорящего.

— Если это позволяет температура в помещении, я буду благодарна за закрытые окна и двери, так как это уменьшает уличный и прочий шум.

— По возможности, используйте субтитры во время демонстрации видео.

— Задания и другую важную информацию лучше предоставлять в письменном виде — через электронную почту и так далее. Если вам нужно проинструктировать меня, сделайте это в письменном виде, например, через электронную почту.

— Разрешите мне использовать диктофон во время встреч, индивидуальных бесед и занятий.

— Если это позволительно, разрешите мне использовать индивидуальное обучающее устройство, особенно во время занятий в больших помещениях.

Оно состоит из наушников для меня и беспроводного микрофона для говорящего. Оно передает информацию прямо в мои наушники, исключая все посторонние шумы.

Индивидуальное обучающее устройство, например, FM система, может помочь мне во время лекций в больших залах.

Многие люди ошибочно думают, что нарушение обработки слуховой информации — это то же самое, что и сниженный слух, и пытаются говорить громче или повторяют то, что уже сказали. Однако лучше не повторять, а перефразировать свои слова.

Нарушение обработки слуховой информации — это расстройство, которое выводит из себя, и к которому редко относятся с пониманием. Вылечить его нельзя. Я живу с ним всю свою жизнь, и мне было важно узнать, что это реальное нарушение со своим названием. Это позволило мне больше узнать о нем и найти способы улучшить коммуникацию с окружающими.

Пожалуйста, поймите, что мои трудности во время разговора никак не связаны с моей мотивацией или способностями к учебе и работе. Мне просто важно, чтобы окружающие поняли, что я не грубая, равнодушная, ленивая или глупая.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Слушать и слышать: 4 секрета успешного понимания устной речи

Не могу разобрать речь

Вы успешно осваиваете грамматику, понимаете прочитанное, но с трудом воспринимаете устную речь? Прочитав нашу статью, вы поймете, как слушать, чтобы слышать и понимать!­

Секрет №1: Слушай, не думая

Итак, первый ее постулат: «Не думай! Слушай!»

Вы замечали, что часто, слушая собеседника, мы думаем о чем-то своем.

В этом кроется проблема: помимо «внешнего» голоса говорящего человека вы слышите свой внутренний монолог — в результате вы ведете как бы две беседы, что приводит к путанице: ведь вы не можете следить за двумя разговорами сразу. Именно поэтому мы не любим, когда люди говорят параллельно друг другу и просим: One at a time, please! (Говорите по одному, пожалуйста!).

Для того, чтобы успешно понимать устную речь, надо временно «отключить» собственные мысли (что не так-то легко и сделать).Однако это возможно: когда говорят, просто слушайте, не пытаясь понять. Вы все равно воспринимаете информацию, даже если вам кажется, что вы не анализируете ее должным образом. 

Секрет №2: Разбей на части; задавай вопросы

Перейдем ко второму «секрету»: он проистекает из проблемы. Если вы слушаете кого-либо более 10 минут, вы устаете и начинаете пропускать важную информацию. Длинную речь очень тяжело слушать с равным вниманием все время, улавливая и удерживая в памяти все детали (особенно если при этом стараешься ни о чем не думать).

Каковы же будут наши действия? Мы разобьем длинную речь на небольшие фрагменты; но каким же образом?

Задавайте вопросы. Когда вы задаете вопрос, это оживляет ваше внимание, заставляет вас сосредоточится, а именно это нам и нужно!

Кроме того, вопросы естественным образом помогают вам поделить речь на смысловые фрагменты, упростив восприятие длительного устного высказывания.

И еще: задавая вопросы, вы сразу проясняете неясные моменты, что помогает вам правильно понять дальнейший ход мысли говорящего.

Этот совет принесет немедленные результаты: поступая таким образом, вы будете понимать на 60-80% больше, чем это вам удавалось ранее. Но тут есть маленький нюанс: вам все же необходимо заранее отрепетировать вопросы, которые вы будете задавать.

Секрет №3: Смотри фильмы

Годами для развития навыков восприятия речи на слух преподаватели советовали студентам смотреть неадаптированные англоязычные фильмы с субтитрами.

Однако, в реальной жизни субтитры не возникают синхронно с речью вашего собеседника, сопровождая его высказывания, поэтому с самого начала нужно отказаться от надежды «подсмотреть» непонятное слово в субтитрах, иначе просмотр фильма превратится в чтение с экрана.

Практика показала, что при таком способе изучения устной речи студенты уже через два месяца начинают «слышать» и понимать на 20-30% слов больше, чем до того.

Еще один полезный момент: при просмотре фильма также разбивайте его на фрагменты, соответствующие нескольким предложениям (от 2 до 5), которые будете проигрывать минимум по 3 раза, пока не сможете все расслышать и понять (на первых этапах фрагмент рекомендуется прослушивать до 10 раз, постепенно сокращая количество прослушиваний до 3).

Важно: работая над фрагментами, записывайте на бумаге каждое услышанное слово. Не избирательно, не только то, что вам кажется самым важным — записывайте в точности то, что услышали. И только прослушав отрывок несколько раз, записав на слух каждое слово, вы можете включать субтитры для самопроверки.

Кроме того, некоторые слова могут оказаться вам незнакомыми и субтитры помогут с ними «познакомиться». Каждое незнакомое слово нужно выписать, узнать его значение и выучить произношение.

И уже после всех этих процедур вы можете смотреть фильм целиком, с включенными субтитрами. Вы удивитесь: внезапно вы поймете, что можете разобрать каждое слово! Вы можете даже «смотреть» фильм, закрыв глаза: визуальный канал восприятия будет «отдыхать», в то время как слух обострится и вам легче будет сконцентрироваться на услышанном.

Еще один небольшой секрет, о котором обычно не говорят преподаватели: начните тренировку восприятия речи на слух с детских программ! Почему? В детских передачах звучат несложные слова («I love you, you love me, we're one big happy family»), произносятся они громко, четко и медленно, часто сопровождаются иллюстрирующим видеорядом.

Также полезен будет просмотр телевизионных программ (выбирайте приятные для себя передачи) — пока вы не освоите их лексику. Вы можете смотреть сериалы, например, «Friends»: в нем звучат шутки не всегда высокого полета, но это забавный сериал и говорят в нем довольно разборчиво, чтобы аудитория все расслышала и поняла. Серии короткие, длятся около 20 минут.

Следующим этапом будет просмотр полнометражных фильмов в стиле «экшн». Как правило, в этих фильмах значение любого сложного слова объясняется одним из персонажей: каким-нибудь ученым-«ботаном» («nerd scientist»), выступающим своеобразным противопоставлением главному герою-«мачо».

После фильмов «экшн» вы можете переходить к драматическим фильмам, а потом — к комедиям, где важно понимать подтекст и распознавать сарказм. Драматические фильмы многословны и рассчитаны на интеллектуального зрителя, лексика в них довольно сложная, значение слов не объясняется в самом фильме, — вы должны понимать все сами.

Секрет №4: Выделяй основное

При прослушивании любой речи в первую очередь обращайте внимание на следующие пять аспектов:

  • Время
  • Даты
  • Имена
  • Адреса
  • Превосходные степени прилагательных и наречий (most, best, very, never, always) и модальные глаголы (must или should)

В последнем пункте речь идет о том, что, выделяя информацию с помощью превосходных степеней и модальных глаголов, человек тем самым дает вам понять, что она крайне важна и ее следует запомнить в первую очередь.

Выполняя наши рекомендации, вы очень скоро обнаружите, что незаметно для себя стали понимать устную речь!  Не верите? Проверьте! А мы будем с нетерпением ждать ваших комментариев!Читаем дальше:

Все еще боитесь говорить по телефону на английском?

5 психологических проблем изучения английского языка

8 чудодейственных способов справиться с боязнью публичных выступлений

Подготовка к публичному выступлению: 5 «вредных» советов

Нечеткое понимание речи – потеря слуха?

Не могу разобрать речь
При высокочастотной потере слуха, возникают  трудности с пониманием речи даже в тишине, а при появлении фонового шума или одновременной беседе нескольких человек, крайне сложно воспринимать смысл речи.

Какую жалобу первой озвучивают пациенты с нарушением слуха на приеме у сурдолога?

Если Вы спросите их об этом, то наверняка они ответят “Я слышу речь, но не могу разобрать слова”.

Если это знакомая Вам ситуация, то это может быть сигналом начинающегося снижения слуха.

Снижение слуха сказывается не только на возможности слышать ушами, но и на головном мозге, ответственном за восприятие и преобразование звуков в понятные слова.

Симптомы начинающейся тугоухости по-разному воспринимаются человеком.

Потеря слуха бывает различной степени − от легкой тугоухости  до полной глухоты.

У большинства пожилых людей отмечается начальная или умеренная потеря слуха, в основном снижение слышимости высокочастотных  звуков.

Это может проявляться в затруднении понимания речи, особенно при постороннем шуме.

Слышать речь не понимая

На приеме специалиста у пациентов проверяют слух специальным оборудованием, результаты проверки заносятся на аудиограмму.  У людей с высокочастотной потерей слуха она будет «наклонной». То есть сохраняется способность слышать низкочастотные звуки (ниже 1000 Гц) почти также четко, как здоровые люди, а высокочастотные звуки (выше 1000 Гц) воспринимаются лишь при усилении их громкости.

Почти во всех случаях по субъективным оценкам это ощущается так, будто человек слышит, но не может понять речь.

Содержащиеся в человеческой речи гласные звуки (A, E, И, O, У, Ы, Э) − низкочастотные, а согласные звуки (З, К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) − высокочастотные. За счет возможности слышать гласные звуки мы воспринимаем речь, а слыша согласные звуки понимаем ее смысл и отличие одних слов от других.

Не слыша высокочастотные согласные звуки, невозможно понять такие слова, как “фокус”, “стих” или “счастье”. Основная причина возникновения потери слуха на высоких частотах − возрастное снижение слуха (пресбиакузис) или чрезмерное воздействие шума в течение продолжительного времени.

Сложности восприятия речи на фоне шума

При высокочастотной потере слуха, возникают  трудности с пониманием речи даже в тишине, а при появлении фонового шума или одновременной беседе нескольких человек, крайне сложно воспринимать смысл речи.

 У многих людей, не занимавшихся лечением потери слуха несколько лет возникают комплексы, они стараются не посещать оживленные места, различные мероприятия или отмалчиваться, поскольку не могут полноценно общаться с другими людьми.

Симптомы высокочастотного снижения слуха

Наиболее часто возникающие трудности:

  • невозможность разборчиво слышать речь в тишине и при постороннем шуме;
  • сложно разговаривать по телефону;
  • затруднения при просмотре телевизионных программ и фильмов даже при увеличении громкости;
  • неразборчивость в понимании высоких женских и детских ;
  • невозможность слушать любимую музыку, так как звучание ее искажается;
  • чувство усталости от необходимости постоянно прислушиваться.

Ограничивая общение, человек может огорчить родственников, друзей, коллег, так как они будут воспринимать это как нежелание общаться. В семье могут возникать недопонимания с супругом, обвинения в избирательном слушании. В свою очередь слабослышащий человек обвиняет других, что они неразборчиво и тихо говорят.

Также создаются неловкие моменты, когда человек не расслышав, отвечает невпопад, не реагирует на шутки или не улавливает нить повествования. Иногда он, не понимая сказанного, только кивает и улыбается, выражая свое участие в общей беседе. Некомпенсированное снижение слуха способно негативно повлиять на карьеру, отношения, личную жизнь…

Что делать если тестирование слуха в норме, а проблемы сохраняются?

В том случае, когда на проверке слуха не выявили отклонений, следует искать проблему глубже. Возможно причиной снижения слуха являются нарушение проводимости слухового нерва или обработки звуков в головном мозге. К примеру, центральное нарушение обработки слуховой информации, которое встречается нечасто, но все же имеется риск возникновения такого отклонения.

В этом случае нервная система человека неспособна правильно анализировать звуковую информацию, поступающую через уши. Такое нарушение чаще диагностируется у детей, но может встречаться и у взрослых.

Особенности синдрома дефицита внимания

Имеющийся у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) способен привести к непониманию речи, так как головной мозг в этом случае активно участвует в восприятии всех поступающих импульсов, которые не дают ему сосредоточиться на чем-то одном.  Любой посторонний шум будет выступать таким отвлекающим фактором.

При имеющемся недиагностированном и не леченном СДВГ, проверка слуха не выявит патологии, однако проблема непонимания речи и невозможность сосредоточенности на разговоре останется.

Некоторые люди могут иметь одновременно СДВГ и нарушение слуховой обработки.

Ношение слухового аппарата способствует лучшей сосредоточенности на разговоре людям с СДВГ или нарушением слуховой обработки, за счет усиления звука голоса собеседника.

Боритесь с нарушением слуха

В случае имеющейся диагностированной потери слуха,  слуховые аппараты  помогут усиливать необходимые высокочастотные звуки без усиления низкочастотных.

 С самого начала ношения слухового аппарата Вы начнете лучше понимать обращенную к Вам речь и получите возможность слышать забытые звуки, такие как шум дождя, пение птиц, шорох сухих листьев, сигнал микроволновой печи или телефонный звонок.

Помните, что людей, которые могут слышать речь, но не понимают её, очень много.

Это наиболее частая жалоба пациентов на приеме у специалистов по слухопротезированию, поэтому они как никто другой знакомы с этой проблемой и способны решить ее, принимая во внимание индивидуальные особенности каждого.

Не стоит отказывать себе в общении с домашними, коллегами и друзьями, просто обратитесь к врачу-сурдологу или специалисту по слухопротезированию. Вы можете сделать это прямо сейчас.

Почему нам сложно понимать иностранную речь на слух и 8 способов это исправить

Не могу разобрать речь

Эксперты оценивают навык понимания иностранной речи на слух как самый сложный. Многие изучающие язык «сдуваются» именно здесь. Почему? Люди отвечают по-разному.

  • Меня все отвлекают.
  • Я не понимаю акцента собеседника.
  • Я не понимаю половины слов в разговоре.
  • Понимать иностранную речь на слух — это не моё.
  • Мне вообще медведь на ухо наступил.

Узнали себя?

Мы шаг за шагом разберём все основные причины, почему бывает так сложно понимать иностранную речь, и найдём оптимальные для вас решения.

1. Внешние условия

Это шумы, технические неполадки, всё то, что не зависит от нас и собеседника. То, что мешает эффективной коммуникации.

Представьте, что вы едете на автомобиле на дачу и говорите по телефону. Когда вы выезжаете за город, прерывается связь. Что вы сделаете? Обычно мы предупреждаем собеседника, что сейчас пропадёт сигнал, и просим перезвонить позже либо прислать сообщение.

Что мы делаем, когда в похожей ситуации не понимаем собеседника на иностранном языке? Обычно сразу решаем, что проблема в нас. Подавляющее большинство тех, кто только начинает учить иностранный язык, стесняются переспрашивать. Или вообще не знают, как это сделать.

Решение 1. «Повторите, пожалуйста, ещё раз»

При живом общении нас иногда отвлекают посторонние звуки: шум улицы, офиса, разговоры вокруг. Даже на родном языке мы не всегда можем услышать собеседника с первого раза, и это нормально. Но при общении на иностранном мы просто забываем об этом.

Что делать, если вам мешают посторонние звуки при общении, а вы и без них пока не очень хорошо понимаете иностранную речь? Что делать, если внешняя среда не позволяет вам уловить речь собеседника на все 100%?

  1. Скажите собеседнику об этом!
  2. Переспросите, даже если кажется, что всё поняли.

Решение 2. «Метод Стивена Кови»

Это более продвинутый метод, чем просто переспрашивать. Автор принципа — американский психолог и автор бестселлеров Стивен Кови. Применять его метод к изучению языка я стала недавно, и результаты моих учеников очень вдохновляют.

  1. Выслушав собеседника, пересказывайте своими словами смысл услышанного.
  2. Делайте это до тех пор, пока собеседник не подтвердит, что его слова поняты правильно.
  3. Можно переспросить как значение отдельных слов, так и смысл целых фраз.

Например: «Я правильно вас понял, мне нужно прийти в понедельник, в 15 часов, на тест по китайскому?» Кроме того, так прокачивается навык выделять в услышанном главное.

2. Особенности речи собеседника

Затруднять понимание могут диалект, акцент, сленг. А также любые индивидуальные особенности речи собеседника — произношение определённых звуков, интонация, темп речи.

Пару лет назад мне нужно было переводить для австралийской компании на выставке. Мне потребовался целый день, чтобы начать понимать австралийский диалект, даже с моим уровнем английского на уровне носителя. И потом ещё полдня, чтобы научиться его имитировать.

Как справиться с такими ситуациями без лишнего стресса? Ведь выучить все диалекты нереально. Почти в каждой немецкой деревне говорят на своём диалекте, а индивидуальные особенности есть у каждого собеседника.

Моя переводческая практика привела меня к двум эффективным лайфхакам. Первый, «сильную позицию», можно применять, если условия позволяют вам управлять ходом разговора: например, когда вам хотят что-то продать. Второй лайфхак лучше использовать, если вам самим что-то нужно от собеседника, но «сильная позиция» вам пока не по зубам.

Решение 1. «Сильная позиция»

Состоит из трёх шагов.

  1. Установите рамки для собеседника — настаивайте на литературном языке в беседе. Например, в Германии почти все жители владеют «хохдойчем» (Hochdeutsch), общепринятым языком. Иногда исключение составляют пожилые люди либо молодёжь, не желающая отказываться от сленга.
  2. Выявите закономерности в ходе разговора, определите, какие знакомые звуки по-другому произносятся. Если разговор не позволяет сделать это быстро, попросите собеседника на них указать. Например, это могут быть гласные: «о» вместо «а», и английское «спайдер» (spider, «паук») будет звучать как «спойдер». Обычно каждый носитель в курсе этих закономерностей и будет рад помочь, если его вежливо попросить.
  3. Потренируйтесь слышать эти закономерности. Современные видео- и аудиокурсы включают разнообразные записи в процесс обучения. Мужские, женские и детские голоса, речь пожилых людей, разговоры на диалекте — всё можно найти.

Решение 2. «Шурик»

Пригодится в следующих ситуациях:

  • собеседник говорит очень быстро;
  • мы слушаем новости в СМИ;
  • мы только-только начали учить язык, и любая речь для нас звучит как новости в СМИ.

Помните пьяного Шурика из «Кавказской пленницы» и его «помедленнее, я записываю»? Этот лайфхак идеален для начинающих слушать и слышать иностранный язык. С ним совсем не страшно показать своё незнание, а иногда даже выгодно! В разговоре вы можете выбирать шаги, которые подходят конкретной ситуации общения.

  1. Предупредите собеседника, что вы только начали учить иностранный язык.
  2. Попросите говорить медленнее.
  3. Предупредите, что вы записываете.
  4. Спрашивайте значение услышанных, но непонятых слов.
  5. Если слушаете речь в записи, чаще ставьте на паузу, чтобы облегчить себе понимание.

3. Опыт слушателя и индивидуальные особенности восприятия

Причина третья — это мы сами и то, как мы слышим, как воспринимаем речь. Это наши слабые и сильные стороны. Например, услышать и запомнить названия городов или фамилии может быть для нас легко, а числа — очень сложно.

У немецких сложных числительных есть одна интересная особенность — их называют начиная с единицы. Число 81 немец назовёт в дословном переводе «один и восемьдесят». А французы вообще скажут «четыре умножить на двадцать плюс один». Представьте мой ужас, когда мне как-то рано утром нужно было переводить с немецкого на французский. И речь шла о деньгах и размерах деталей. Числа. Числа. Числа.

Решение 1. «Ничего, кроме правды»

Лайфхак — скажите правду. В той ситуации с переводом чисел я призналась собеседникам, что моё слабое место — восприятие чисел на слух, даже в родном языке. Поэтому я предложила записывать все числа, клиенты только обрадовались этой идее, и переговоры даже ускорились без потери эффективности.

  1. Признайтесь себе, что вы не идеальны. Определите свои слабые места в аудировании в родном языке. Это могут быть даты, фамилии, сложные термины.
  2. Признайтесь собеседнику, что именно вы не воспринимаете на слух. Предупреждён — значит вооружён.
  3. Предложите собеседнику альтернативный способ работы с вашим «узким местом»: например, записывать все числа, фамилии — всё, что вы не можете полноценно воспринять на слух.

Решение 2. «Испорченный телефон»

Если у вас есть слабые места в аудировании, значит, и сильные есть. Перенесите эти навыки из родного языка в иностранный! Чтобы их потренировать, мысленно поиграйте с собеседником в игру «испорченный телефон». Если нет собеседника, можно использовать сериал, подкаст или видео на .

  1. Угадывайте про себя смысл сказанного, даже если вы ещё не дослушали речь до конца.
  2. Выделяйте главные мысли.
  3. Выделяйте паузы и ударения, запоминайте интонации.
  4. Тренируйте быструю реакцию на услышанное.

4. Уровень знания языка

Причина четвёртая и последняя — это уровень ваших знаний. Проще говоря, сколько слов и грамматических конструкций вы уже знаете и как часто их слышали до этого. Да-да, слышали, не просто видели или читали про себя. Если вы заучили по словарю 100 слов, но никогда их не слышали, это значит, что вы их вовсе не знаете.

Это очень просто понять на примере моей любимой английской скороговорки: «The sixth sick sheik’s sixth sheep’s sick». Перевод звучит тоже весело: «Шестая овца шестого больного шейха больна».

Представьте, что набор таких похожих по звучанию слов вы услышали очень быстро. Даже если вы знаете все эти слова, в новом звуковом сочетании вы не всегда сможете понять смысл.

Конечно, скороговорка — это искусственная ситуация, но для тренировки она идеальна.

А пока применим «скорую помощь», чтобы спасти разговор, когда вы слышите незнакомые слова или грамматические конструкции.

Решение 1. «Догадаться по контексту»

Расслабьтесь, всей жизни не хватит, чтобы выучить все слова иностранного языка. К тому же в разных профессиональных областях существует множество терминов — медицинских, технических, экономических, политических. Вам правда нужно их все знать, даже если не знаете на родном языке? Я не знаю термин «на-гора» по-немецки, но, если он мне понадобится в жизни, у меня для этого есть словарь.

  1. Выучите те слова, которые вам пригодятся в общении. Но учите так, чтобы услышать их в разных сочетаниях.
  2. Потренируйтесь догадываться о смысле неизвестного из контекста. Контекст — это все слова, которые стоят рядом с незнакомым вам словом. Это тема речи, предыстория и прочее. А для тренировки можно использовать упражнение «испорченный телефон», описанное выше.

Решение 2. «Подлежащее и сказуемое»

Живая речь гораздо более гибкая, чем записанный текст. А мы не всегда готовы «разорвать» шаблоны грамматических структур, которые выучили.

  1. Будьте готовы, что собеседник будет говорить «не по правилам».
  2. Выделяйте в услышанном сегменте или предложении главное — подлежащее и сказуемое.
  3. Повторяйте услышанные структуры. Это и есть живая речь и ваша на неё реакция.

Резюме

Понимать на слух — это способность слушать и слышать иностранную речь. Трудности могут вызывать как внешние факторы (манера речи собеседника, окружающий шум), так и внутренние (особенности восприятия и уровень знания языка). Но их можно и нужно преодолевать — надеюсь, лайфхаки из моей практики вам в этом помогут.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.