Алалия? Аутизм?
Ребенок-алалик или как отличить нарушение развития речи от аутизма
В этой статье вы поймете как отличить психическое расстройство от речевого диагноза «алалия», легко разберетесь со всеми непонятными и пугающими вас терминами, а также узнаете какие сопутствующие диагнозы могут быть у вашего малыша.
Потребность в общении
Это первое и самое главное отличие ребенка с алалией от аутиста. При синдроме Каннера (классический аутизм) у ребенка отсутствует желание общаться с внешним миром, особенно с людьми. Оно ему неинтересно само по себе – в нем нет смысла.
И смысл такой человечек находит в необычных, однотипных занятиях: регулярно смотрит, как крутится колесо или бесцельно листает книгу, не останавливаясь на самих картинках, так как важен сам процесс перелистывания. Аутисты почти не делятся эмоциями с близкими и не привлекают внимание к себе.
Например, малыш упал, и вместо того, чтобы пойти за утешением к маме, он промолчит. Увидев в книге любимую картинку, он вряд ли побежит к вам, чтобы показать ее.
При более легких формах аутизма дети делятся эмоциями и не сторонятся физического контакта, но все общение происходит на их условиях, в зависимости от настроения, интересов и предпочтений.У алалика могут наблюдаться некоторые зацикленности, но такой ребенок всегда предпочтет совместное занятие. Он настроен на контакт, но не может ответить словом, потому ищет эмоциональных связей хотя бы через невербальное общение. Уход в себя, взгляд в пустоту наблюдаются исключительно от скуки. Такие дети делятся и положительными, и негативными эмоциями, ищут одобрения у взрослых.
Указательный жест
Как правило, аутичному ребенку приходится прививать данный навык. Иногда наблюдается самообучение после 3 лет.
Ребенок с алалией осваивает его сам, иногда с некоторым запозданием, и использует в полном объеме: показывает пальчиком при ответе на вопросы «Кто/Что?», «Где?», «Что ты хочешь?», привлекает к себе внимание, указывает на интересующий его объект (пробегающая на улице кошка, проезжающий мимо автомобиль) и т.д.
Единственным исключением может быть алалия, при которой сильно затронут сенсорный компонент, так называемая сенсомоторная алалия, когда ребенок при нормальном слухе не понимает смысл сказанного.
Причина – нарушение перешифровки поступающих сигналов (звуков) в слова.
Для таких детей наша речь – сплошной шум с редким вкраплением понятных слов, которые многократно использовались по ситуации или в паре со зрительным подкреплением (картинка, игрушка).
Речевое развитие до 3 лет
Речь аутенка может обгонять темпы развития сверстников. Но здесь присутствует особый аспект – ее бесцельность. Малыш говорит только на интересные для него темы, часто использует фразы из мультиков не по ситуации, ему не всегда нужен собеседник – он рад разговору с самим собой. По сути, это – монолог. Обращенная речь часто игнорируется, хотя понимается в полном объеме.
Алалик ищет диалога, способен реагировать на обращенную речь, при этом ее понимание может быть частично или полностью нарушено, как было сказано выше.
Стоит пояснить, что понимание – это импрессия, говорение – экспрессия, которые в литературе упоминаются как импрессивная и экспрессивная стороны речи. У моторных алаликов страдает экспрессия, у сенсорных – импрессия, у сенсомоторных – оба компонента. Чаще всего ребенок имеет смешанный вариант нарушений. Чистых моторных или сенсорных алаликов вы вряд ли встретите.
Просодическая или звукопроизносительная сторона речи
У детей с алалией темп, ритм, тональность остаются в норме. У аутят эти компоненты речи сильно нарушены. Наблюдаются монотонность, растягивание фраз, скандированное произношение (будто ребенок выступает с заранее подготовленным текстом).
Экспрессивная речь
Аутичный малыш одновременно использует сложные конструкции и лепетные слова со звукоподражаниями. В незнакомой обстановке речь аграмматична. Отсутствуют «да», «я», «мой» и другие конкретизирующие его личность слова.
Разговор о себе в 3-м лице (до трех лет – это норма для всех). Нет обращений к другим людям поименно. Аутист возьмет за руку и подведет к желаемой игрушке.
Он не позовет маму, а закатит истерику, о причине которой родителям приходится только догадываться.
Эхолалия (повторение за взрослым фразы без понимания сути употребления) – постоянный спутник речи. Вы спрашиваете, как его зовут, и он повторяет эту же фразу вместо того, чтобы назвать имя.
Здесь есть некоторые трудности и с алаликами. Они тоже с опозданием идентифицируют себя как личность, страдают агграматизмами и долго болтают лепетными словами. Но! У них наблюдается общее недоразвитие речи или сокращенно ОНР (нарушение грамматической, лексической, фонетической сторон речи).
Если же такой ребенок начинает развиваться, то постепенно осваиваются все ее компоненты. Эхолалия отсутствует – ребенок использует речь совершенно осознанно и по ситуации. «Ня куать тюпь» (Я хочу кушать суп) – стандартный тип построения предложения для «речевого» малыша.При желании что-то получить он всегда пытается заменить слово жестом или произнести хоть какой-то звук для обозначения желаемого объекта.
Как развивается психика
У алаликов часто наблюдаются ЗПР (задержки психического развития) и дефицит внимания. Они позже понимают абстракции, страдают слабым воображением, часто отвлекаются при занятиях и не могут сосредоточиться даже на 5-10 минут. При развитии речи эти особенности постепенно уходят.
У детей-аутистов наблюдается либо неравномерное искажение психических процессов, либо умственная отсталость, то есть нарушение всех когнитивных функций (снижение внимания, памяти, мыслительных операций, логики относительно условной нормы). Нередко наблюдается одаренность в какой-то одной области: ребенок шикарно рисует уже в 5 лет, но не способен освоить счет в пределах нескольких единиц.
Эмоционально-волевые реакции
Дети с алалией беспокойнее сверстников, но любые истерики и капризы легко предотвратить или погасить при правильном поведении взрослых.
Аутисты часто реагируют неадекватно на совершенно простые вещи, и если выходят из себя, успокоить их невозможно ни уговорами, ни угрозами.
В истерике они наносят повреждения себе или посторонним, входят в транс, раскачиваются, кричат. Успокаиваются сами через определенное время, когда выплеснули негатив.
Фобии и особые интересы
Дети с аутизмом всегда имеют необоснованные страхи и темы, на которых «залипают». Они могут бояться шелеста травы и шума дождя, но спокойно реагировать на проезжающий поезд. Интересуются, например, транспортом, до фанатизма: все книги, разговоры, игры, мультики будут исключительно на эту тему. Отвлечь от любимого занятия невозможно.
Есть ли у алаликов такие особенности? Да, есть, но в более мягкой форме.
В основном это проявляется у детей с сопутствующими нарушениями (дефицит внимания и гиперактивность, двигательные нарушения, задержка психического развития).
Если это страх, то вполне обоснованный, как и у всех детей. Если это особый интерес, то отвлечь от него легко. Такие детки быстро переключаются на любую другую тему при содействии взрослых.
Игровая деятельность
Увы, здесь сложно провести грань. И те, и другие детки с запозданием осваивают навыки сюжетной и сюжетно-ролевой игры. Разницу можно подметить после трех лет. «Речевики» с удовольствием смотрят на игру других детей или принимают участие в паре со взрослым, предлагая при этом свои простенькие сюжеты.
Педагогическая деятельность
Ребенок с алалией неплохо занимается с мамой, логопедом, психологом, дефектологом. Главное – давать посильные задачи, чтобы не вызвать негативизма и отказа от обучения.
Пазлы, наглядные пособия, книги, конструкторы – алалику интересно все. Ребенок с аутизмом долго не входит в контакт с педагогами. Наблюдается осознанный уход от установления диалога.
Чтобы добиться минимальных результатов, приходится заниматься не один год.
Общая и мелкая моторика
И аутист, и алалик могут страдать нарушением общей координации и плохой зрительной ориентировкой в пространстве (натыкаются на окружающие предметы). Мелкая моторика (движения кистей и пальцев рук) чаще всего угловата, скованна и развивается с большим запозданием. Разница в том, что у алаликов это легче корректируется постоянными занятиями и медикаментами.
Навязчивые движения или стимминг (махание ручками, прыжки, кружение на месте, бесцельное открывание рта, подергивание плечами) больше наблюдаются у аутистов и усиливаются в незнакомой обстановке.
Со временем такие дети учатся стимить в одиночестве.
Недавно вышел фильм с Беном Аффлеком, где замечательно показан стимминг взрослого высокофункционального аутиста, который для снятия напряжения после рабочего дня разминает ноги железной арматурой под тяжелый рок.
Дорогие родители, не паникуйте, а просто внимательно смотрите на своего малыша и только после этого делайте выводы! Получите консультацию нескольких специалистов в возрасте 2, 3 и 4 лет.
Нередко встречаются пограничные состояния, при которых врачу сложно провести грань между легкой формой аутизма и речевым расстройством у ребенка в раннем дошкольном периоде, и бОльшая часть ответственности лежит на плечах родителей.
ᐉ Алалия и аутизм: как распознать и отличие на autizmy-net.ru
Аутизм – это один из самых трудно устанавливаемых диагнозов, который часто путают с другими заболеваниями.
Так, нередко расстройства аутического спектра воспринимают как алалию. Это объясняется тем, что у ребенка аутиста, вначале можно заподозрить глухоту или слепоту, ведь реакции на обращения к нему достаточно слабы, либо вовсе отсутствуют.
Однако при этом, если что-то заинтересует чадо, то можно наблюдать выраженные эмоциональные реакции, которые быстро развеивают сомнения. Поэтому, несмотря на всю сложность распознавания расстройств — сделать это возможно.
Что такое алалия, и какие существуют классификации заболевания
Алалия – это замедленное развитие речи, либо полное ее отсутствие, при сохранности слуха. Алалия и аутизм схожи между собой тем, что затруднительное восприятие речи, не вызванное нарушением работы слухового аппарата.
Однако, в отличие от аутизма, ребенок охотнее идет на контакт, может быть задействованным в играх, не требующих постоянного общения.
Выделяют сенсорную, моторную и сенсомоторную алалию. Сенсорная представляет собой неспособность придавать словам надлежащий эмоциональный окрас.При этом смысл слова и его произношение расходятся. Подозрения сенсорной алалии могут появиться когда:
- ребенок неосознанно повторяет за кем-то слова;
- запинается и меняет буквы в словах;
- слова произносятся импульсивно, порой сливаясь в одно;
- отсутствие понимания слова с его предметным значением.
Аутизм и сенсорная алалия могут быть схожи некоторой замкнутостью ребенка, подавленностью состояния. Они не понимают речи окружения, что и служит причиной для затруднительного произношения предложений с экспрессией.
Моторная алалия и аутизм могут быть схожими расстройством внимания и работоспособности. При алалии данные проявления сопровождаются также нарушением интеллектуального развития. Появляется она при поражениях коркового конца речедвигательного анализатора, а также проводящих путей. Плюс, к моторной алалии может привести и снижение активности данных зон.
Сенсомоторную алалию и аутизм могут спутать из-за вышеупомянутых симптомов, таких как некоторая отдаленность от взаимодействия с окружающими и рассеянности внимания. Однако алалия и аутизм различия все же имеют. Причем своевременная постановка правильного диагноза, может стать решающим моментом при лечении ребенка.
Чем алалия отличается от аутизма. Критерии постановки диагноза
Определить, у ребенка алалия или аутизм, помогут отличия, имеющиеся между данными заболеваниями. Так, ниже описаны критерии определения заболеваний.
Как отличить алалию от аутизма: главные признаки | ||
Критерий | Алалия | Аутизм |
Потребность в общении | Ребенок вступает в контакт со взрослыми, предпочитает совместную деятельность. | Тяги к общению нет. При классическом аутизме (синдроме Каннера), ребенок предпочитает рассматривать предметы, листать книги и т.д. |
Указательные жесты | Осваивается самостоятельно. | Приходиться прививать. |
Развитие речи при алалии и аутизме до тех лет | Нацеленность на диалог. Реакция на обращенные речи к ребенку. | Бесцельность речи. Разговоры только на интересующие ребенка темы. |
Звукопроизносительная сторона речи | Сохранность в норме. | Сильное нарушение темпа, тональности и окраса речи. |
Экспрессивная речь | Наблюдается общее недоразвитие речи. Но при постоянной работе над данной проблемой — возможно ее восстановление. | Отсутствие конкретизирующих слов по типу «я», «мое» и т.д. Нет обращения к другим поименно. |
Развитие психики | Возможна задержка психического развития и неустойчивость внимания. | Возможна умственная отсталость и нарушение когнитивных процессов (памяти, логики и т.д.). |
Эмоционально-волевые процессы | Возможны истерики, которые легко погашаются и предупреждаются. Несколько выше беспокойство, нежели у сверстников. | В истерики входят легко и по незначительным поводам. Выходят из таких состояний самостоятельно, после полного выплеска эмоций. |
Моторная алалия и аутизм различия имеют и по наличию фобий и страхов. У алаликов проявления могут быть, но в слабой форме, и при наличии сопутствующих нарушений внимания или с гиперактивностью. Для аутистов страхи не являются редкостью. Причем они редко являются предметными, и не несут под собой объективных причин.
Также отличия заметны и при игре и занятиях. Так, аутист будет принимать на себя роли в игре, но при этом будет настроен на самостоятельные действия. Алалик предпочтет поиграть в компании. Плюс, он не будет против занятий с логопедом, родителями или психологом, тогда как аутист трудно пойдет на контакт.
Нарушения моторики и координации могут быть замечены как у аутистов, так и детей с алалией. Однако, у последних — данная проблема легче корректируется. Навязчивые движения (стереотипии) характерны больше для аутистов.
Статья в тему: Схожесть и различия аутизма и СДВГ
Обследование алаликов и прогнозы улучшения состояния
Происходит определение аутизма и алалии по ИОМ и ДОУ. Это индивидуальные маршруты сопровождения ребенка, заключения которых будут учитываться при постановке диагноза. В них отображаются наблюдения психолога, педагогов и логопедов, относительно состояния ребенка.
Именно потому, что моторная алалия и аутизм имеют различия, прогнозы на восстановления способностей детей в первом случае намного утешительнее. Так, при сопровождении ребенка, регулярных занятиях с логопедом и психологом, можно в разы улучшить речевые навыки своего чада.
Причем в этом может поспособствовать и букварь для детей с алалией и аутизмом, который используется на коррекционных занятиях. Он позволяет ребенку проще воспринимать информацию, и лучше справляться с поставленными задачами по изучению письма и произношения.
Также улучшается и установление связи между предметом и словом.
Но в целом, если заниматься ребенком, и верить в улучшение его состояния, можно добиться положительных результатов. Об этом свидетельствуют как комментарии врачей, так и отзывы родителей, столкнувшихся с такой проблемой.
Так, на сайтах alalia.ru, baby.ru и разнообразных тематических форумах, можно найти примеры из жизни, когда мамочки «вытягивали» речь ребенка на качественно новый уровень. Для этого существуют конкретные методики, к примеру, Новиковой, основанной на пении. Так ребенку проще осваивать слова, произносить их правильно и к месту.
Статья в тему: Как сняли диагноз аутизм — реальный пример
Поэтому главное не отчаиваться. Ведь именно от решительных действий родителей, будет зависеть успех в лечении ребенка.
— Коррекция алалии и аутизма
Сенсомоторная алалия — причины, симптомы, методы коррекции
Сенсомоторная алалия у детей встречается довольно редко. Этому нервно-психическому заболеванию подвержено всего 0,6-1% детей в возрасте от 2 до 12 лет, при этом риск заболевания мальчиков гораздо выше.
Существует несколько условных форм алалии:
- Сенсорная – ребенок произносит слова, однако понимание речи у него отсутствует.
- Моторная – больной понимает смысл сказанного, однако речь у него отсутствует.
- Смешанная, или сенсомоторная алалия, которая относится к самой тяжелой форме заболевания и сочетает в себе признаки обоих типов. О ней и поговорим далее.
Что такое сенсомоторная алалия
Сенсомоторная алалия у детей – это заболевание, связанное с нарушениями трех центров головного мозга:
- Центра Брока, отвечающего за моторную речевую зону;
- Центра Вернике, отвечающего за сенсорную;
- Центра ассоциаций, при помощи которого происходит построение отдельных фраз и предложений.
Данное заболевание может возникнуть во внутриутробном развитии, а также в раннем детстве.
Определить болезнь могут участковый педиатр, невролог, психолог. У ребенка, имеющего диагноз сенсо моторной формы алалии, наблюдается задержка речевого развития (ЗРР), т.е.
уже на первых месяцах жизни могут наблюдаться такие неблагоприятные симптомы как отсутствие гуления, а затем и детского лепета.В более старшем возрасте у больного наблюдается отсутствие произношения отдельных слов и фраз.
По степени выраженности алалия бывает двух типов:
- Легкой — когда у ребенка наблюдаются небольшие отклонения в развитии речи
- Тяжелой – при которой речь может вовсе отсутствовать вплоть до 12-летнего возраста.
Сенсомоторной алалии присущи:
- Скудный словарный запас;
- Позднее формирование речи;
- Трудности в произношении.
Дети, больные смешанной формой алалии, зачастую общаются при помощи жестов и мимики, резко реагируют на окружающую обстановку и различные звуки, т.к. не понимают обращенную к ним речь. Снижение интеллекта при этом подлежит исправлению, слух у ребенка не нарушен.
Отметим, что зачастую сенсомоторная алалия включает в себя некоторые аутические проявления, такие как:
- Нежелание идти на контакт с окружающими;
- Привязанность к определенной вещи, предмету;
- Боязнь громких звуков;
- Беспричинный плач;
- Навязчивые движения.
Однако, нельзя путать сенсомоторную алалию с аутичными чертами и детский аутизм. Первое заболевание подлежит корректировке и лечению.
Причины сенсомоторной алалии
Самыми частыми причинами возникновения алалии у детей являются нарушения, когда мозг ребенка только формируется внутри утробы матери.
Способствуют неправильному развитию речевых центров у ребенка такие причины, как:
- Резус-конфликт между матерью и ребенком;
- Недоношенность;
- Внутриутробные инфекции;
- Родовые травмы;
- Асфиксия, внутриутробная гипоксия плода;
- Плацентарная недостаточность;
- Угрозы во время беременности.
Неправильный образ жизни, хронические заболевания у матери, гестоз, токсикоз, наличие вредных привычек, падения во время беременности могут также послужить причинами возникновения алалии у детей.
В детском возрасте сенсо-моторная алалия может возникнуть вследствие таких тяжелых заболеваний, как:
- Краснуха;
- Менингит;
- Энцефалит;
Травмы черепа являются одной из первопричин возникновения алалии у детей. Общий наркоз при проведении операций в раннем детском возрасте, а также наследственный фактор тоже могут спровоцировать болезнь.
Дети с диагнозом сенсо-моторная алалия находятся в «зоне риска», поэтому болезнь может усугубиться и иными причинами, такими как частые ОРВИ, пневмония, рахит, заболевания эндокринной системы.
Болезнь также может быть спровоцирована отсутствием должного внимания в семье, педагогической запущенностью со стороны родителей, когда с ребенком мало разговаривают и не занимаются, а также при недостатке общения с другими детьми.
Сенсомоторная алалия — симптомы
Первые симптомы сенсо-моторной алалии можно выявить у ребенка по достижении двух лет, то есть тогда, когда малыш уже способен понимать обращенную к нему речь и произносить самостоятельно некоторые слова.
Как правило, отклонения видны сразу. Если ребенок не реагирует на своё имя, не выполняет элементарных действий или не разговаривает, то назначают комплексное лечение, в котором родителям предстоит приложить немало усилий. Выявить первые симптомы помогут педиатр, детский невролог и психолог.
У детей дошкольного возраста могут появиться такие симптомы болезни как:
- Неразвитость мелкой и крупной моторики;
- Неуклюжесть, неловкость движений;
- Неспособность выполнять простые действия;
- Нарушения осанки;
- Леворукость;
- Бегающие зрачки.
Среди симптомов, имеющих психологический характер выделяют:
- Гиперактивность ребенка, неусидчивость, или же, напротив, малоподвижность;
- Проблемы с памятью, невнимательность;
- Быстрая утомляемость;
- Повышенная нервная возбудимость, немотивированная агрессия.
Ребенок с алалией испытывает такие проблемы как непонимание обращенной к нему речи, он плохо произносит звуки, резко реагирует на речь других людей вследствие непонимания слов. При общении ребенок использует жесты и мимику.
Слабый иммунитет у ребенка, отсутствие физической активности также способствуют развитию алалии.
Диагностика сенсомоторной алалии
Чтобы своевременно выявить у ребенка сенсомоторную форму алалии, понадобится целый ряд обследований:
- МРТ головного мозга, позволяющее исследовать черепную коробку в трехмерном формате.
- Рентген головы, при помощи которого можно выявить травмы, опухоли или иные патологии мозга и черепа.
- Электроэнцефалография – один из инновационных методов исследований, позволяющий определить реакцию мозга на внешние раздражители и его электрическую активность.
- Эхоэнцефалография – УЗИ головы, при помощи которого можно выявить опухоли и другие аномалии в черепе.
Данные методы диагностики помогут выявить степень поражения мозга, и уже по результатам обследования назначить необходимое лечение.
Помимо этого, нужно будет посетить логопеда, психолога, отоларинголога, которые должны прийти к общему мнению и поставить окончательный диагноз.
Важно помнить, что алалия никак не влияет на интеллект и слух ребенка. Однако, чтобы исключить тугоухость, нужно будет сделать аудиометрию и отоскопию, которые назначит врач отоларинголог.
Кроме функкциональных методов, для определения диагноза применяется дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии, которая проводится по условной таблице, включающей в себя оценку следующих критериев:
- Восприятия и понимания речи;
- Слухового восприятия;
- Повторения звуков, слов и отдельных фраз;
- Мимики и жестов при общении;
- Коммуникативных навыков;
- Динамику улучшения речи в целом.
Именно от правильности диагностирования заболевания зависит его дальнейшее лечение, поэтому обычно применяются все вышеперечисленные методы обследования.
Коррекция сенсомоторной алалии у детей
Коррекция заболевания должна производится в индивидуальном порядке и включать в себя целый комплекс мероприятий:
- Медикаментозную терапию;
- Помощь психиатра и логопеда;
- Физиотерапию.
Однако самое главное в лечении сенсорно моторной алалии – это создание комфортной обстановки для ребенка в семье и в обществе в целом. Родителям необходимо будет обучиться навыкам логопедического массажа, выполнять с малышом комплекс упражнений для развития мелкой моторики, а также стараться поддерживать ребенка на каждом этапе лечения.
Самый подходящий возраст – 4 года, т.к. в этот период малыш проявляет наибольший интерес к окружающей его обстановке, он более усидчив и поддается обучению.
Лекарственная терапия должна быть грамотно подобрана и включать в себя:
- Прием витаминов группы B (B12, B15)
- Ноотропные препараты для улучшения деятельности мозга
- Нейропептиды
- Антиоксиданты и антигипоксанты
- Седативные и тонизирующие средства при гиперактивности
Занятия с логопедом направлены на правильное произношение звуков, тренировку речи, пополнение словарного запаса.
Дома родителям также следует запастись обучающей литературой, специальными карточками, ведь в домашних условиях вся информация воспринимается лучше, ребенка легче вывести на контакт и помочь ему справиться с возникшими трудностями. Малыша нужно обязательно хвалить за его старания.
Развитию мелкой моторики способствуют:
- Рисование;
- Лепка из пластилина и соленого теста;
- Игры с песком;
- Вырезание фигурок и аппликация;
- Занятия по методике Марии Монтессори, которая успешно применяется на протяжении многих лет.
Физиотерапия может проводится как в специальном реабилитационном центре, так и при поликлинике, где наблюдается ребенок и включать в себя различные методы воздействия на организм:
- Электрофорез;
- Лазерную терапию;
- Магнитотерапию;
- Иглоукалывание;
- Микротоковую рефлексотерапию;
- ДМВ – воздействие децимеровыми волнами.
Детям, больным сенсо-моторной формой алалии могут назначить и водолечение, которое благоприятно воздействует на нервную систему, способствует расслаблению мышц и укрепляет иммунитет.
При тяжелой форме заболевания родители ребенка могут оформить инвалидность, пройдя необходимых специалистов и получив соответствующее заключение. Детям до 5 лет понадобится заключение невролога и психиатра.
Профилактика сенсомоторной алалии состоит в ведении здорового образа жизни беременной женщиной, а также своевременном обращении за помощью к специалистам при ЗРР (задержке речевого развития).
Дети с алалией имеют все шансы на выздоровление и дальнейшую адаптацию в современном обществе, получение образования и дальнейшее трудоустройство. Однако благоприятность прогноза зависит от степени тяжести заболевания.
Как отмечалось выше, главное вовремя выявить проблемы, присущие данной патологии, провести своевременную диагностику и назначить грамотное комплексное лечение.Сенсомоторная алалия
1% дошкольников подвержен алалиям. Школьники в два раза реже.
В настоящее время выделяется три основных вида патологии:
- Моторная или экспрессивная алалия. это неспособность ребенка произносить звуки. Ребенокпонимает все слова, может показать жестами их значение. Но произношение отсутствует.
- Сенсорная или импрессивная алалия проявляется в том, что малыш не воспринимает постороннюю речь.Говорить может, не воспринимая обращенную к нему речь как бы сам по себе.
- Сенсомоторная, смешанная алалия, обладает признаками двух вышеперечисленных в различныхсоотношениях.
При сенсомоторной алалии вся сенсомоторная область коры головного мозга поражена. Больные дети не только непонимают, что говорят родители, но также не могут разговаривать. Такую форму патологии иногда называюттотальной.
Зачастую ребёнок с тотальной алалией не может говорить вообще. В 100% случаев болезньсопровождается интеллектуальным отставанием.
Это заболевание лечить сложнее всего, и дажекомплексный подход иногда не гарантирует положительный прогноз.
Симптомы
Сенсомоторная алалия представляет собой несформированность речевого функционала на достаточноглубоком уровне. При это в большинстве случаев удается диагностировать проблему еще в дошкольномвозрасте, когда удается скорректировать ее развитие и обеспечить ребенку нормальную последующуюжизнь.
Заболевание может быть системным или обширным. Другими словами нарушение касается сразувсех компонентов речи и проявляется достаточно специфично.
Выделяются несколько признаков, которые становятся наиболее типичными для сенсомоторнойалалии:
- Минимальный словарный запас.
- Позднее формирование речевого функционала.
- Нечленораздельное произношение, проблемы с произношением.
- Проблемы слоговой структуры.
Патология имеет ярко выраженное проявление. Симптоматика проблемы представлена различными проявлениями. Среди основных можно выделить:
- Проблемы с координацией.
- Дефекты мелкой моторики.
- Неловкость.
- Проблемы с самостоятельным обслуживанием, к примеру, застегивание пуговиц или завязываниешнурков.
- Нарушение внимание, реакции, памяти, концентрации.
- Гиперактивнось или инертность и повышенная утомляемость в зависимости от ребенка, характераповреждения.
- Понимание чужой речи, но не возможность выполнения самостоятельной речи.
- Запаздывание формирования речевых навыков.
- Невозможность повторять за другими людьми.
- Заикание.
- Проблемы с артикуляцией.
- Малый запас слов.
Также можно выделить и неврологические проявления. Это может быть непонимание обращенной речи,высокая речевая активность, но разговаривает малыш на «собственном» языке, грубые нарушенияфонематического слуха.
Причины
Сенсомоторная алалия может развиться в антенатальном, интранатальном и раннем периоде развитияребенка до трехлетнего возраста. Соответственно, конкретные провоцирующие факторы напрямую связаныс процессом формирования и роста детского организма в разные этапы его жизни.
В антенатальном или интранатальном периоде, болезнь может развиться на фоне таких факторов:
- Угрозы самопроизвольного прерывания беременности(выкидыша);
- Внутриутробного инфицирования микроорганизмами TORCH-комплекса;
- Длительной и тяжелой гипоксии плода (такое нарушение может быть связано не только сакушерскими патологиями, но и с экзогенными факторами, как курение матери и т.п.);
- Сильными токсикозами;
- Падениями беременной женщины, сопряженными с травматизмом плода;
- Соматическими заболеваниями будущей мамы в хронической форме (в данную категорию можно отнести гипотонию, гипертензию, сердечную недостаточность и прочие системные патологии постоянного типа).
Развитие осложненной, сенсомоторной алалии с аутичными чертами может возникнуть и в перинатальномпериоде, т.е. при родоразрешении. Обычно патологические процессы в данном случае связывают свнутричерепными родовыми травмами, недоношенностью и асфиксией новорожденных.
Нарушения в коре головного мозга также часто возникают на фоне слишком скоротечных, стремительныхестественных родах, или в противоположном случае, когда женщина рожает слишком долго. Реже этопроисходит при использовании инструментального акушерского пособия, включая родоразрешениепутем кесарева сечения.
Если говорить о развитии расстройства в первые годы жизни малыша, его могут спровоцировать менингиты,энцефалиты и ЧМТ.
Лечение
Лечение проводится по нескольким направлениям.
Логопедические упражнения. Могут проводиться в индивидуальном порядке или в рамкахспециальной школы. Положительные результаты достигаются лишь систематическими,продолжительными занятиями.
Под руководством логопеда ребенок постепенно овладеваетпроизношением отдельных слогов и слов, распознает речь по ее звучанию. С помощью различныхкартинок приобретаются навыки увязывания их с конкретными словами.
Когда достигнутопределенный прогресс, ребенок уже в состоянии назвать тот или иной предмет, изображенный накартинке. Постепенно малыш овладевает правильными окончаниями слов, падежами исклонениями.
Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику, сиспользованием рисования, лепки, вырезания, конструктора.
Успех лечения во многом зависит отдомашних занятий. Упражнения, проводимые с логопедом, должны постоянно закрепляться принепосредственном участии родителей.
Логопедический массаж. Считается эффективным дополнением к упражнениям. Он развиваетотдельные мышцы полости рта, отвечающие за правильное произношение. Процедура выполняетсявручную или с применением специального зонда. Дополнительно речевые мышцы развиваются спомощью специфических упражнений, разработанных именно для этих целей.
Физиотерапевтические процедуры. Назначаются в виде определенных курсов, в зависимости отсостояния ребенка. Они могут дополняться водолечением, магнитотерапией, лазеротерапией идругими процедурами.
Рефлексотерапия. Ее суть заключается в стимулировании необходимых участков мозгаэлектрическими импульсами. Это приводит к образованию новых нервных связей, облегчающихобучение. Применяется в отношении детей старше 9 лет.
Медикаментозная терапия. Включает в себя применения средств, стимулирующих кровоснабжениемозга. Дополнительно назначаются витамины В12 и В15. Большое внимание уделяетсясбалансированному рациону питания.
Прогноз
В большинстве случаев при своевременном лечении дети выздоравливают. Cо временем их речьстановится понятной, а по интеллектуальному развитию такой ребенок не будет отставать от своихсверстников. Но в некоторых случаях из-за запущенной формы алалии врачи не могут гарантировать полногоизбавления от этого недуга.
Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины алалии, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.
Отличия ЗПРР и алалии от аутизма | Развитие речи | Внеклассный час
Отличия ЗПРР и алалии от аутизма весьма существенны в части, касающейся развития речи. Все три диагноза ставятся детям в возрасте до 5-х лет и считаются самыми распространенными при грубой задержке речевого развития.
Сперва уточним, что все три диагноза имеют непосредственное отношение к грубой задержке речи (когда ребенок не заговорил после 3-х лет). А значит все детки этой категории так или иначе имеют трудности с пониманием речи, с коммуникациями, с эмоциями и жестами.
Т.е. задержка речи — ведущий симптом в постановке этих диагнозов. Но задержка бывает разной и речь развивается у деток, с вышеназванными диагнозами, тоже по разному. В нашей статье мы выделим некоторые отличия в развитии речи у ребят с ЗПРР, алалией и аутизмом.
Развитие речи у детей с алалией или с ЗПРР
Речь у детей с алалией или с ЗПРР развивается неполноценно. При этом может полностью или частично отсутствовать понимание обращенной речи при сохранном слухе.
Однако, эта категория детей всегда испытывает потребность в общении и всячески эту потребность демонстрирует мимикой, жестами, звукоподражанием.
Они стремятся к общению как со взрослыми, так и с ровесниками и испытывают удовольствие от общения.
Если у детей присутствовал лепет, то со временем словарный запас изрядно пополняется. У детей с алалией или с ЗПРР очень редко наблюдается эхолалия и всегда отсутствует вокализация.
У детей как правило наблюдается общее недоразвитие речи, т.е. страдают все три компонента (фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи).
Если ребенок начинает успешно развиваться, то постепенно осваивает все компоненты.
После запуска речи дети с алалией и ЗПРР охотно пользуются своей речью, хорошо регулируют тональность, интонацию и тембр, а также иные звукомелодические характеристики. Дети, по началу, в своей речи часто коверкают слова до неузнаваемости, проглатывают буквы или целые слоги. Например, «Ня куать тюпь» (Я хочу кушать суп).
Развитие речи как бы запаздывает на 2-3 года. Т.е. в 5 лет ребенок может говорить «малышковым языком». Однако, при должной и своевременной коррекции речь полностью восстанавливается. Звуки ставятся с помощью логопедической помощи.При этом, когда речь уже восстановлена, ребенок правильно использует местоимения (я, мы, ты, он, она, оно) и окончания глаголов и других частей речи, понимает и правильно использует рода имен существительных. У детей с алалией или с ЗПРР присутствует период «почемучки», когда ребенок после запуска речи усиленно расспрашивает взрослого обо всем на свете.
Развитие речи у детей с аутизмом
Речь у детей с аутизмом, как правило развивается в пределах нормы или с небольшой задержкой до 1,5 лет. После чего происходит регресс и все речевые навыки утрачиваются.
К общению ребенок с аутизмом не стремится, мимику и жесты не использует, при этом, как правило, обращенную речь понимает. Вместо речи ребенок с аутизмом использует эхолалию или вокализацию.
Когда речь запущена, ребенок ею пользуется неохотно. Лепета, как правило, нет и от полного молчания ребенок, в течении короткого времени, переходит к словам и предложениям.
Речь полна аграмматизмов, неправильно употребляются местоимения, окончания, падежи.
Однако, слова многими детьми с аутизмом произносятся верно, без коверканья, порой могут пропускаться буквы (например, тапы вместо тапки).
Традиционная логопедическая помощь может отрицательно сказаться на психическом развитии ребенка с аутизмом. У таких деток накопление опыта речевого общения приводит к тому, что ранее неправильные звуки «ставятся сами».
Например, мой сын может сказать: «Играй со своим левом (а не львом)» или может спросить у меня: «Ты уже поел?». Дети с аутизмом испытывают огромные трудности с мужским, женским и средним родом имени существительного, с личными местоимениями и с окончаниями глаголов. Например, когда сын только начал говорить он использовал фразу «Моя дома есть» (У меня дома есть).
Эта особенность у многих сохраняется и во взрослом возрасте, несмотря на непрерывную коррекцию в детстве. Примечательно, что при изучении иностранных языков проблем с окончаниями и родами существительных, как правило, нет (во всяком случае у моего сына при изучении английского языка таких проблем нет). Часто придумывают неологизмы — новообразованные слова или предложения.
В незнакомой обстановке использование речи вызывает большие затруднения и ребенок попросту предпочитает молчать, даже если его речь очень даже неплоха, с точки зрения произношения.Например, когда мы приходим на прием к незнакомому ранее доктору, сын просто молчит, хотя сейчас его речь вполне понятна не только членам семьи.
Если доктор обращается к сыну, то ребенок начинает запинаться, мяться с ноги на ногу и, в итоге, может выдавить пару слов, а потом тишина.
Только после того, как сын привыкает к новому человеку он может разговориться. Причем дома трещит без остановки.
Ко всему прочему ребенок с аутизмом не может контролировать тональность своей речи и часто говорит слишком громко, звонко или наоборот медленно и тихо. В речи преобладают шаблонные фразы, не несущие за собой смысловой нагрузки.
Например у моего сына шаблонная фраза — «Тук-тук, кто там». Причем когда ребенок произносит эту фразу она вовсе не несет в себе тот смысл, который должна нести. Эта фраза вообще может означать, что угодно от «Я устал» до «Мне скучно».
Ко всему прочему сын может сказать эту фразу совершенно ни к месту или не во время. Допустим, мы стоим в очереди в магазине и сын ни с того, ни с сего произносит фразу «Тук-тук, кто там», обращаясь в никуда.
Через некоторое время выясняется, что ребенок устал стоять в очереди и предупредил меня этой фразой. Поди догадайся, что он имеет в виду на этот раз.
У детей с аутизмом отсутствует поименное обращение к другим людям. Они вообще по поводу имен не парятся.Например, когда мы ездили на море, мой сын ходил каждый день вечерами в беседку, где играл на протяжении двух недель в Майнкрафт по сети с двумя мальчиками. Когда отпуск закончился и мы приехали домой, я спросила у сына как же звали этих мальчиков, на что сын ответил, что не знает, не помнит.
В целом, дети с аутизмом речью пользуются крайне неохотно, но если и вступают в диалог, то вскоре этот диалог превращается в монолог о вещах, которые интересны этому ребенку. Об интересах собеседника ребенок с аутизмом не слишком волнуется и в ответах собеседника, как правило, не очень-то и нуждается.