Почему падает ребенок

Содержание

Системно-векторная психология. Ванька-встанька, или Почему мой ребенок все время падает

Почему падает ребенок

Чья бы сила тебя ни сгибала,Ни давила к земле тяжело, —Ты встаёшь, как ни в чём не бывало,Всем напастям и горю назло.Рождественский В. А.

Гиперактивное детство

Мама принесла малютку на прием к детскому неврологу. Пока идет разговор мамы и доктора, ответы на вопросы, малыш переворачивается со спины на живот.

Только два дня назад он освоил это серьезное для младенца движение – и вот теперь переворачивается «до упада», остановиться не может. Мама его на спину, чтобы врач посмотрел, он на живот, мама на спину, а он снова за свое.

И так все время приема. Невролог понаблюдал и спрашивает:
— Он у вас все время так?
 — Да.

Далее последовал диагноз «гиперактивность» и медикаментозная терапия, состоящая из семи пунктов различных лекарств… Неужели активность ребенка надо лечить?

Дальше – в том же духе. Малыш подрастает, осваивает новые движения. Его не остановить, так и мелькает перед глазами: только что был здесь, уже – там. На прогулке за ним не угонишься: он не просто бежит, он «несется». Ну и падает, конечно, как без этого, с такими-то скоростями.

Подрос, но не изменился

Когда падает малыш, который только учится ходить, это воспринимается как норма.

Не страшно, когда иногда падает дошкольник или младший школьник – с кем не случается, ведь у них такие подвижные игры.

Но как быть, когда падает уже большой ребенок, который ростом почти с маму? И падает постоянно… Этот факт вызывает смешанные чувства. К беспокойству за его здоровье добавляются досада, недоумение.

Про таких говорят: «Упал на ровном месте». Тут же вскочил и снова побежал. Обычно не жалуется и не плачет, только потрет ушибленное место. Когда спрашиваешь, откуда очередной синяк или ссадина, начинает с недоумением разглядывать: «Не знаю…» Даже не заметил, как упал. Или «не вписался в поворот». Или снова «сел мимо скамейки». Или «сосчитал очередной угол»…

Ну почему он такой неосторожный? И когда же это закончится? Пора бы остепениться, что ли. Может, отдать его в шахматный кружок? Хоть там перестанет скакать: будет сидеть спокойно и думать. Правильно ли такое решение? На этот вопрос четко и аргументировано отвечает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Рождённый бегать, сидеть не может

Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика каждого человека имеет заданные от рождения желания и свойства, группы которых называют векторами. Наши желания обычно определенны: нам хочется именно этого, а не чего-то другого. И если это наши врожденные желания, у нас есть все необходимые свойства, чтобы их реализовать.

Вёрткие, быстрые, подвижные, энергичные – это люди с кожным вектором. Жизнь такого ребенка наполнена движением, он просто не может остановиться. Такой кожный непоседа просто не в состоянии спокойно сидеть на месте, у него другая природа.

Кроме этого, люди с кожным вектором обладают особой гибкостью во всем. Например, идет такой человек в толпе людей, при этом ловко и виртуозно лавирует между чужими локтями и спинами – ни с одним не столкнется.

Такими природа создала их не случайно: благодаря врожденной активности и гибкости они реализуют свое желание быть первыми, чемпионами во всем – быстрее добиться цели, затратив минимум сил.

Только человека с кожным вектором отличает стремление к успеху, к имущественному и социальному превосходству. Именно кожные люди делают блестящую карьеру – они к этому стремятся, и они этого достигают.

Сопутствует достижению успеха и стремление к лидерству: кожный человек хочет получить одну из первых ролей в коллективе. Обладатель кожного вектора может стать лучшим организатором, управленцем. В потенциале. Как же реализовать этот потенциал?

Успех – лекарство от расхлябанности

Мы рождены, чтобы реализовать себя.

Звучит красиво, но как понять, в какой сфере себя проявлять? Как не пробовать все подряд, а ориентироваться на склонности человека? Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает ответы на эти вопросы, так как раскрывает четко работающий механизм познания себя и других людей. А знание своих заданных от природы психических свойств позволяет определить свою миссию, найти любимое дело, в конечном счете, — реализовать себя в социуме и быть счастливым.

В случае, если ребенок не развивается в нужном направлении, его врожденные свойства все равно проявляются, но искаженным образом.

Тогда кожник, который имеет все шансы стать самым ловким, кто в потенциале может стать прекрасным танцором или достичь успеха в спорте, становится несуразным и расхлябанным человеком.

Он все время падает и натыкается на углы, собирает косяки, травмируя себя. И вместо того, чтобы на большой скорости двигаться вперед к цели, начинает суетиться и мельтешить впустую.

Поэтому важно дать верное направление развития ребенку, чтобы в полной мере реализовать его потенциал. А не пытаться подавить его природные желания или заменить их на другие, более «правильные» и значимые на наш взгляд. Поменять природу невозможно, но покалечить ребенка, самым негативным образом повлиять на его жизненный сценарий – легко.

Гимнаст или шахматист?

Итак, какую деятельность можно выбрать для кожного ребенка, чтобы развить его свойства? Из вышесказанного становится понятно, что такой ребенок не будет сидеть за шахматной доской, подолгу просчитывая ходы в партии. Но зато он может стать прекрасным танцором, гимнастом или спортсменом.

Как подобрать для кожного ребенка подходящую секцию или кружок? Критерием того, что выбор правильный, станет общее состояние ребенка – прекрасное настроение, счастливый вид и очевидные успехи в своем увлечении. Предоставьте ребенку выбор кружка в рамках свойств его психики.

Кроме этого, стоит позаботиться, чтобы ребенок смог проявить себя как лидер в коллективе сверстников. Это очень важно для ребенка с кожным вектором и мотивирует его еще больше. Достичь этого можно разными способами.

Стимулируйте активное участие ребенка в различных мероприятиях, в которых он может показать себя с лучшей стороны. В первую очередь, это различные спортивные игры, состязания, а также танцевальные конкурсы.

Поскольку в кожном ребенке живет дух соревновательности, участие в спортивных олимпиадах и конкурсах ему по душе и только еще больше развивает его таланты.

Навыки организатора можно проявить в презентациях различных проектов, подготовке детских праздников и других мероприятиях.

Поскольку для ребенка с кожным вектором очень важен статус, об этом надо позаботиться. Не забудьте оценить достижения ребенка полезными призами, ведь для маленького кожника очень важна и материальная поддержка его успешной деятельности. Именно кожные люди любят повторять: «Спасибо в карман не положишь».

Потребитель или изобретатель?

Кроме того, для ребенка с кожным вектором важны изменения, он любит все новое и передовое. Поэтому, если у такого ребенка будет самый современный планшет или смартфон, самая новая программа или игра, это наполняет его заданное от природы желание изменений, а также позволяет таким образом вызывать интерес сверстников.

Однако надо быть осторожным с этим. Ведь в потенциале ребенок с кожным вектором – это изобретатель. А в случае использования плодов чужого труда ребенок пока является лишь пассивным потребителем и пользователем.

Давая ребенку с кожным вектором возможность соприкоснуться с современными технологиями, надо побуждать его видеть суть этих процессов, происходящих сегодня в мире и меняющих этот мир. Его самого нужно учить логически думать, изобретать, конструировать.

Например, купить сложный конструктор или водить в интерактивный музей новых технологий.

Ведь такой ребенок, когда вырастет, может стать одним из участников процесса изменений, изобретая что-то совершенно новое или усовершенствуя уже существующее. В этом случае он уже не просто удовлетворяет свои потребности в новизне, а приносит пользу всем людям, изменяя жизнь в лучшую сторону.

Выбор есть

Дав ребенку правильное развитие в детстве, мы обеспечиваем фундамент для его реализации во взрослой жизни. И в этом случае он, как в эпиграфе к этой статье, после любого падения всегда сможет подняться и продолжить движение вперед. И Ванька-встанька в этом случае становится символом стойкости и воли к победе, а не суетливости и несуразности.

Как лучше развивать ребенка с кожным вектором, а также много другой интересной и важной информации о свойствах психики вас самих и ваших близких вы можете узнать уже на первых бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Записаться можно по ссылке: http://www.yburlan.ru/training/.

Елена Янушко, педагог-исследователь, писатель

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Младенец упал – что делать родителям, когда нужна помощь врача

Почему падает ребенок

Любовь матери к своему ребёнку безусловна, женщина никогда намеренно не подвергнет своё чадо риску. Но малыши «запрограммированы» на активное исследование окружающей действительности.

Поэтому детки до года очень часто падают и ударяются головой.  Родители должны знать, что делать, если ребёнок упал с дивана или кровати, и сильно ударился.

Что происходит при падении

Практически каждый ребёнок падал с дивана либо другой поверхности по достижении им 6 месяцев, когда он начинает пробовать сесть или поползти. Мамы, привыкшие к тому, что малыш полностью зависит от них, ненадолго выходят из комнаты – в этот момент и происходит падение.

В этом возрасте груднички не способны удерживать равновесие, и падают с дивана вниз головой при попытке перевернуться. Центр тяжести у новорождённых перемещается в голову, она перевешивает всё тело, и ребёнок ударяется головой.

Не стоит впадать в панику, и сломя голову бежать к врачу, ведь в детском организме природой заложены механизмы, которые защищают кроху от всевозможных травм.

Анатомические особенности черепных костей (они мягкие и гибкие) обеспечивают лёгкое продвижение плода по родовым путям. Костные структуры остаются такими податливыми до года. При падении черепные швы смещаются, постепенно возвращаясь на свои места.

Помимо этого, младенческий родничок оберегает головной мозг от сотрясений и повреждений. А спинномозговая жидкость, находящаяся внутри черепной коробки, предотвращает опасные последствия, так как она смягчает и амортизирует удары. Объём ликвора у новорождённых намного превышает таковой у взрослых.

Поэтому в большинстве случаев, когда грудничок упал с дивана, ничего страшного не происходит. Ребёнок просто ударяется лбом, и начинает лить слёзы от испуга и боли, которые быстро проходят. Эта неприятность больше беспокоит родителей, нежели угрожает здоровью новорождённого.

Но есть ситуации, когда удар действительно серьёзный, и крохе требуется срочно помочь. Ведь может случиться как перелом, так и сотрясение. Максимальную опасность представляют травмы головы, поскольку они способны протекать у младенцев бессимптомно.

Важна ли высота падения?

Если ребёнок в 6 месяцев упал с кровати, то это неопасно.

Для малышей угрозу для здоровья представляют падения, превышающие 40 см от пола.

Потому, если вы присутствовали при падении, оцените его высоту. Также важно и само приземление: последствия будут различными, если ребёнок упал с дивана на ковёр либо на плитку.

Опасность различных ударов

Чаще всего малютка падает и ударяется головой. Последствия удара зависят от того, с какой высоты кроха упал и какое место пострадало.

Рассмотрим подробнее результаты различных видов травм.

Грудничок ударился лбом

После такого падения появляется шишка и гематома, это объясняется тем, что на лбу локализуется множество капилляров и сосудов, которые лопаются при ударе. Затем близлежащие ткани начинают наполняться кровью.

Такая травма не свидетельствует о серьёзных последствиях, поскольку лобная кость достаточно прочная, и она оберегает головной мозг малыша.

Грудничок ударился затылком

Если ребёнок упал с кровати или дивана, и ударился затылком, то это неопасно.

Угрозу для здоровья представляет падение с более высокой поверхности: пеленального столика, подоконника, стульчика для кормления.

Подобные удары затылком способны спровоцировать:

  • проблемы со зрением, так как в затылочном отделе головы локализуются нервные клетки, отвечающие за зрительную функцию;
  • слабость;
  • тремор конечностей;
  • потерю сознания.

Если вы стали свидетелем такого падения, то отвезите кроху к врачу. Он расценит всю серьёзность ситуации, и при необходимости окажет первую помощь.

Грудничок повредил конечности

В этой ситуации вы заметите нехарактерную походку, подгибание конечности, хромоту, некорректное функционирование ножки или ручки.

Подобные симптомы требуют незамедлительного обращения к травматологу.

Грудничок травмировал шею и спину

Падение новорождённого с высоты приводит к серьёзным последствиям, у младенца может повредиться спина и шейный отдел позвоночника.

Спинной мозг – важная часть центральной нервной системы, отвечающая за функционирование всех систем в организме, а также за двигательную функцию конечностей.

Если вы подозреваете, что малютка повредил спину либо шею, срочно вызывайте скорую помощь. Запрещается менять локализацию ребёнка, так как можно усугубить ситуацию.

Признаки черепно-мозговой травмы

Если новорождённый упал, на наличие серьёзной травмы указывает характерная симптоматика:

  • потеря сознания;
  • вялость, сонливость;
  • резкое изменение в поведении;
  • появление болей в голове, головокружения;
  • развитие судорожного синдрома;
  • рвота, тошнота;
  • слабость в конечностях;
  • выделение жидкости из ушных раковин;
  • синяки под глазами;
  • носовое кровотечение.

Любое из описанных проявлений требует срочного вызова бригады скорой помощи.

Травмы головы после падения с высоты представляет серьёзную опасность для жизни ребёнка. К таким травмам относят:

  1. Повреждение мягких тканей головы. Наименее опасное явление, при котором головной мозг не повреждается. Появляется лишь ссадина, гематома либо шишка.
  2. Сотрясение головного мозга. Появляется после падения с высоты (например, с комода, пеленального столика, стола). Проявляется многократной рвотой, потерей сознания, бледностью, вялостью, сонливостью.
  3. Ушиб головного мозга. Тяжелейшая травма, сопровождаемая продолжительной потерей сознания, нарушением ритма дыхания, дисфункцией сердечной мышцы.
  4. Перелом черепных костей. Самая опасная для жизни травма. Появляется после падения с большой высоты. Сопровождается резким ухудшением самочувствия, синюшностью под глазами, выделением экссудата из носовых ходов, ушных раковин.

Отдельно выделяют вдавленный перелом черепа, который появляется после падения малыша на твёрдые предметы (гантели, игрушки, инструменты). Состояние провоцирует повреждение мозговых оболочек, кровоизлияние.

Что делать родителям

После падения вашего чада вы должны внимательно понаблюдать за поведением ребёнка, именно оно поможет вам понять всю тяжесть повреждения. Если малыш упал и начал плакать – это нормальная реакция, свидетельствующая об испуге.

Скорее всего, у крохи появится синяк, и это станет единственным неприятным последствием падения. Вам следует приложить холод к повреждённой поверхности, при необходимости обработать ссадину обеззараживающим раствором.

Также важно обеспечить чаду покой. Не носите его непрерывно на руках, не укачивайте и не трясите. Уложите кроху в кроватку на бочок, и побудьте с ним рядом.

Насторожить должна ситуация, если младенец:

  • не заплакал сразу, а слёзы появились спустя некоторое время;
  • стал вялым,
  • потерял аппетит.

Раздражение – явный признак черепно-мозговой травмы. При таких симптомах незамедлительно отправляйтесь к врачу.

Если же малютка стал спокойным после падения, но через некоторое время на его голове образовалась не твёрдая шишка – обратитесь к доктору. Такая ситуация может свидетельствовать об ушибе головного мозга. Отрицательным проявлением также является учащение дыхания.

Действия по предотвращению очередного падения

Чтобы минимизировать риски получения травм, нужно организовать безопасную детскую зону.

Для этого рекомендуется придерживаться следующих советов:

  • при необходимости выйти из комнаты уложите кроху в кроватку либо в манеж с высокими бортами;
  • если вы спите вместе, то уложите кроху к стенке;
  • если оставляете ребёнка в стульчике для кормления, пристегните его специальными ремнями;
  • никогда не оставляйте малыша, которому уже исполнилось 6 месяцев, одного на диване или кровати.

Лучшее место для совместных игр – пол с мягким и чистым ковровым покрытием.

Заключение

Если грудничок упал, не поддавайтесь панике – оцените реакцию ребёнка, внимательно наблюдая за ним.

В большинстве случаев падение с дивана либо кровати не опасно, и не вызывает никаких неприятностей. Если вы заметили настораживающие признаки, обратитесь к врачу.

Психолог — о причинах «зависаний» у детей

Почему падает ребенок

Нередко родители и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда ребенок на время выпадает из реальности, «зависает». Как определить, что это — возрастная норма, особенности личности или нарушения в работе мозга и нервной системы? Как понять, что ребенку необходима помощь специалиста? Журналист «Литтлвана» Ира Форд поговорила об этом с психотерапевтом Аглаей Датешидзе.

Аглая Датешидзе — психотерапевт, танцевально-двигательный терапевт, организатор мероприятий и семейных лагерей, писатель, мама Теи (8,5 лет).

«Зависание» — это особенность детской психики

— В чем причины условного «зависания» у ребенка? С ним разговариваешь — не слышит. Шел и забыл, куда шел. Будто стучишься в дверь, а она не открывается. И не знаешь, что делать: то ли тихонько отойти в сторону, то ли облить ребенка водой, то ли бежать к врачу…

— Полное погружение в процесс — это особенность детской психики. Она так устроена: когда ребенок сосредотачивается на чем-то, у него нет возможности обращать внимание на иные объекты. Фокус внимания нацелен так глубоко на предмет, что он может не видеть и не слышать все, что вокруг. Это нормально.

Также нормально, что ребенок чего-то хотел, куда-то шел и забыл, что и зачем. Его внимание может быстро переключаться. Классический вариант — ребенок забывает в садике или в школе что-то важное.

Форму для физкультуры, например. Родителям придется смириться: к данному моменту он еще не может держать в голове несколько задач и обращать фокус внимания на каждую.

Надел куртку и сапоги? Уже плюс!

— С чем еще надо смириться, о чем помнить родителям?

— Детская психика очень пластична и восприимчива. И часто ребенку нужно довольно много времени, чтобы обработать информацию. Один из способов это сделать — направить внимание внутрь себя. Это происходит автоматически. И тут представьте: он обрабатывает огромный файл, а вы вламываетесь в его мир со стуком. Подождите конца обработки. И ваш ребенок сам вынырнет из своего мира в ваш общий.

Вообще, наш мир — это то, с чем ребенку приходится психологически справляться. И абсолютно точно, что сосредоточенность на чем-то, «зависание» — это способ ребенка адаптации к миру вокруг. Часто дети таким способом берегут себя от чего-то.

Расслабляться не стоит

— Все ситуации, которые вы описали, выглядят абсолютно здоровыми. Или рано успокаиваться и есть моменты, когда зависание — это более опасный симптом?

— Да, совсем расслабляться не стоит! Бывает, что «зависание» является аварийным механизмом, который говорит о сложности отношений ребенка с внешним миром. О том, что детская психика не может с чем-то справиться, не имеет возможности, ресурсов: о травматической ситуации, большом стрессе или ситуации, напоминающей ситуацию большого стресса, который ребенок пережил раньше.

А еще бывают психические особенности, отклонения, диагнозы, которые ставят неврологи и психиатры. При этом вовсе не обязательно ребенок, который «зависает», может иметь в анамнезе, например, аутизм. Но дети с психическими особенностями вполне могут быть похожи «на дома с закрытыми ставнями, за которыми совершаются пиры».

— Может ли родитель сам определить, что, например, здесь «зависание» — это возраст, тут — перенапряжение, а вот в этом случае уже нужно сходить к детскому психиатру?

— Первое, на что нужно положиться — родительское чутье. Хотя, если родитель тревожен, то в этот момент чутье и интуиция перестают работать.

— И что же делать?

— Попробуйте проанализировать «зависание» ребенка. Важна связь с внешними событиями, контекст и частота, с которой это происходит. Часто родители понимают, что он «зависает» по итогам ситуации, когда произошло что-то непростое, из ряда вон выходящее.

Оцените контакт ребенка с внешним миром. Когда он есть, и ребенок находится в контакте с собой и с родителями, то даже в ситуации «зависания» он может сказать: «Я устал». И это повод дать ему время на восстановление. Здоровые дети в стрессовых ситуациях часто просто засыпают, и все.

Другое дело, если ребенок ни на что не реагирует, находится абсолютно в своем мире. Либо реагирует неадекватно. Когда у него есть какие-то мульти-моторные явления (например, он раскачивается), начинает что-то говорить, ориентироваться как будто в параллельной реальности. Это должно насторожить родителя.

Возраст «зависания»: что норма, а что нет

— Есть ли возрастные особенности для такого «выпадения из реальности»? Например, малыши до 3 лет «уходят в астрал», наблюдая, как вертится барабан стиральной машинки? Или могут час крутить педали велосипеда, стоящего на руле и седле.

— Ребенок в этом возрасте (от года до трех) большей частью направлен на изучение внешнего мира, и его внимание по определению очень переключаемо. «Зависание» на педалях — это невозможность контролировать себя, переключить внимание.

Это меня насторожило бы, я пошла бы к неврологу или психиатру, потому что такое проявление характерно для ранних психиатрических симптомов, которые могут сопровождать простую форму шизофрении.

Я знаю, родители напрягаются при словах «детский психиатр», но нет ничего страшного в том, чтобы сходить к нему с ребенком этого возраста — малыша не поставят на учет только из-за того, что вы обратились с вопросом. И вообще сейчас нет института учета как такового. Все обращения анонимны.

При этом важно показать ребенка нескольким врачам, чтобы составить свое мнение прежде, чем выполнять какие-либо предписания. Может быть, не только психиатру и неврологу, но и другим специалистам новой медицины — например, остеопату.

— Другая ситуация: ребенок 7–10 лет садится делать домашнее задание и через 3 часа обнаруживает себя за тем же столом с пустой тетрадью?

— Ребенок 7–10 лет, который где-то «завис» — это частая история. Если он хорошо учится, социально адаптирован и во время выходных, праздников и каникул не «выключается», то такая реакция может быть просто особенностью его адаптации к обучению и сигналом переутомления.

Кто из взрослых не ловил себя в состоянии «смотришь в книгу, видишь фигу» — ты утомлен, и у тебя нет ни желания, ни интереса что-то узнать прямо сейчас. И для младшеклассника нормально хотеть что-то приятное, а неприятное, пусть и полезное, не хотеть.

Но я настаиваю на том, чтобы оценивать ситуацию в контексте! Если ребенок социально не адаптирован, у него есть странные эмоциональные реакции, он регулярно находится в какой-то параллельной реальности — это причина для консультации с врачом.

— Еще пример: парень 12–14 лет не слышит ничего из того, что говорят родители, хотя может кивать и даже поддакивать. Оказывается, что он не снимал воображаемые наушники и находился в своем мире. Это норма?

— Ситуация с подростками особая. Если ребенок проживает подростковый кризис, то «зависание» — это, вероятно, одна из стадий его созревания. И если он адекватен, контактен и демонстрирует хорошие реакции, я бы не стала думать про психиатрию.

Но есть нюанс: именно в подростковом возрасте, когда меняется гормональный фон, могут проявиться дремавшие доселе психические заболевания, особенно, если есть генетические предпосылки.

Поэтому я бы рекомендовала родителям, у которых есть в роду люди с психическими заболеваниями, быть особенно внимательными к детям подросткового возраста.

У каждого свой путь

— Мой сын часто погружался в свой мир, и я не знала, где найти точку опоры, чтобы отыскать его уникальность. Вопрос решился, когда ребенок пошел в кружок робототехники в 5 лет…

— Мне очень понятна эта история. У моей дочери есть друг, который очень одарен в плане информации, математики, очень эрудирован. На семилетие ему, по его же просьбе, подарили поездку на орнитологическую станцию.

И при этом он систематически писается, а иногда и какается. Я вижу связь между тем, насколько этот мальчик умеет сосредотачиваться в научных областях и насколько он беспомощен в других.

Но верю, что с возрастом все выравнивается.

У каждого свой путь. И, чтобы помогать ребенку, нужно быть рядом, принимать происходящее, как есть, не сравнивать и не ранжировать: «У Пети с пятого этажа все круто, а вот у тебя не очень. Все уже давно не писаются, а ты все еще да».

В этом месте помогает такой подход: «Хорошо, что тебе нравятся динозавры, ты считаешь до нескольких тысяч, умножаешь трехзначные числа. А то, что ты забываешь сходить в туалет, — это тоже твоя особенность».

Подходите к ребенку как к целому феномену без попытки его исправить, дополнить или улучшить. Часто люди, которые могут сосредотачиваться, «зависать» на чем-то одном, очень уязвимы и ранимы.

Старайтесь не ранить ребенка словами и научитесь взаимодействовать с его особенностями. При грамотном подходе при помощи медицины с возрастом большинство вопросов решится!

— Часто «зависание» связано с синдромом дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности?

— СДВГ — достаточно спорный диагноз. Я думаю, что это комплекс симптомов, образующихся в силу разных причин. При этом они вовсе не обязательно связаны с симптомами, они могут находиться вообще в другой плоскости. Поэтому, если вам педиатр или еще кто-то говорит: «Это похоже на СДВГ», хорошо бы обратиться к детскому неврологу, и уже он проанализирует ситуацию детально.

«Зависание» — это симптом, что ребенку не хватает ресурса, чтобы затормозиться. Значит, возникло перенапряжение психики, после которого он «затормаживается» гораздо глубже, чем в нормальном состоянии.

Допустим, ребенок пришел с прогулки. Ему достаточно посидеть 5 минут, чтобы действовать дальше. Но если ребенок перегулял и сильно перевозбудился (это будет понятно мамам младенцев), то торможение происходит на гораздо более глубоком уровне. Потому что малыш «тормозит» не из ресурса, а из истощения, из недостатка, психика «падает» гораздо глубже.

Советы учителям

— А что делать учителю, если он видит, что у него на уроке ребенок опять «витает в облаках» и не может оттуда спуститься?

— Важно понимать причину «витания». Например, такой симптом часто проявляется у детей, переживших травму. Травма — это момент, когда психике не хватило ресурса, чтобы справиться с определенным событием.

В этом месте нужен психолог. И работа с травмой: реагирование, поиск новых способов справиться с этим, притягивание новых ресурсов, например, другого взрослого или нового взгляда на это событие.

Важно встречать из травмы ребенка с таким опытом.

— Что это значит «встречать из травмы»?

— Смотреть любящими глазами, быть рядом, переживать чувства рядом с ним, давать ему возможность говорить, рассказывать, давать сочувственный контакт. Есть известное исследование, которое проводилось в военной Германии.

В нем принимали участие две категории детей: одних отправили в эвакуацию без родителей, а другие переживали в городах бомбежку вместе с мамами и папами. И те, которые были в эвакуации, на молоке и хорошей еде без бомбежки, травмировались психологически гораздо сильнее, чем вторые.

Потому что родители встречали детей из травмы. Поэтому, если учитель видит, что ребенок травмирован, стоит обратиться к детскому психологу. Но поскольку дети живут в семейной системе и очень зависимы от нее, мамам и папам, прежде всего, стоит решить свои вопросы.

Вообще, лучший вклад в психическое здоровье детей — это личная психотерапия родителей.

— А если у ребенка нет травмы, а «зависание» есть, что делать учителю?

— Учителю сложно что-то сделать с этим, когда он каждый день ведет пять уроков и у него в классе 30 человек. Это прямой путь к выгоранию, к ситуации, когда он не может помочь каждому — у него физически нет для этого терпения и эмоциональных сил. Поэтому помочь могут превентивные меры.

Он не может сократить нагрузку, она регулируется ставкой, поэтому нужно заниматься гигиеной собственной психики: помогать себе психологическими, физическими методами, общаясь с психологом, с родными, с кем угодно. Когда учитель не в ресурсе, ему очень сложно принимать ученика, который выпадает из стандарта.

Я могу пожелать такому педагогу найти контакт с родителями, обеспечить взаимную поддержку, отыскать индивидуальный подход к ребенку, научиться включать чувство юмора. Все это даст невероятные результаты.

Ребенок шагнет навстречу такому учителю — просто потому, что психически здоровые дети стремятся к контакту и готовы принимать помощь взрослого, чтобы достичь результатов в учебе и выстроить отношения.

Больше интересных статей — на портале для родителей Littleone

Что делать, если ребенок упал: с кровати, высоты, последствия

Почему падает ребенок

Огромный запас энергии, заложенный в детях, не позволяет им сидеть на месте. Они активно исследуют окружающий мир, пробуют свои силы. Часто во время подвижных игр механизм самозащиты не срабатывает, и ребенок падает.

Да и страх высоты в основном сопровождает уже взрослых людей. А вот маленькие сорванцы без опасений готовы лезть даже на самое высокое дерево. Поэтому родители должны знать о правилах первой помощи при любом виде падения.

Это позволит им быстрее сориентироваться в экстренной ситуации.

Если упал ребенок грудного возраста

Первые полеты чаще всего совершаются еще в грудном возрасте. А самым опасным местом для трехмесячного или полугодовалого ребенка может стать обычный диван.

Малыш только начинает знакомиться со своим телом, совершает попытки переворачиваться и ползать. В это время его движения неуклюжи, а координация не развита.

Поэтому падения с высоты  являются распространенным явлением среди детей первого года жизни.

Природный механизм защиты младенца от падения

Чаще всего при падении грудничок ударяется головой, так как центр тяжести смещен вверх. Однако маме не стоит паниковать раньше времени. Природой заложены защитные механизмы, способные уберечь ребенка от лишних травм:

  • наличие большого и малого родничков, выполняющих функцию амортизации. Они помогают костям немного сдвинуться, а затем вернуться обратно;
  • увеличенное количество внутричерепной жидкости (ликвора), имеющей к тому же более вязкую структуру. Она позволяет уберечь от удара головной мозг.
  • преобладание в соединениях хрящевых тканей, способных смягчить удар
  • наличие тонкой жировой прослойки между кожей головы и надкостницей. Она обеспечивает дополнительное скольжение, снижает вероятность подвижности костей черепа

Что делать, если грудничок упал с дивана

В большинстве случаев физиологические особенности мозга защищают ребенка от травмирования при падении. Однако оставлять без внимания такие ситуации нельзя.

Если грудничок упал с дивана, мама должна выполнить определенный алгоритм действий:

  1. взять ребенка на руки и успокоить;
  2. осмотреть голову и тело ребенка на наличие ран и ушибов;
  3. проверить состояние глазных зрачков: они должны быть одинаковыми по размеру, реагировать на свет;
  4. удостовериться, что в ушных раковинах нет крови;
  5. приложить холодный компресс к месту ушиба, чтобы снизить риск разрастания шишки. Если в доме нет льда, можно использовать замороженные продукты, обернутые полотенцем или пеленкой. При повреждении кожных покровов холод прикладывать нельзя;
  6. очистить, обработать рану антисептиком. Можно использовать перекись водорода, но лучше хлоргексидин или мирамистин. Они не вызывают болезненных ощущений;
  7. в случае обнаружения кровотечения нужно плотно прижать к месту раны ватный диск, смоченный в антисептике (мирамистин или хлоргексидин). Если кровотечение сильное или не останавливается более 10-15 минут, вызвать врача
  8. продолжать наблюдать за ребенком, убедиться, что он выполняет привычные движения;
  9. при появлении любых тревожных симптомов, нетипичных действий или реакций вызвать скорую помощь (см. ниже)

Грудничок упал. Когда вызывать скорую надо обязательно?

  • потеря сознания, вялость, сонливость;
  • непрекращающийся крик, повышенная возбудимость;
  • появление тошноты, рвоты;
  • изменение размеров зрачков и их способности реагировать на свет;
  • нарушение координации;
  • обнаружение крови или прозрачной жидкости в ушных раковинах;
  • появление судорог в конечностях;
  • отсутствие в поведении ранее освоенных навыков.

Если у ребенка наблюдается один или несколько из этих симптомов, нужно вызвать скорую помощь. Возможно, малыш получил черепно-мозговую травму(ЧМТ).

Что делать, пока не прибыла скорая

Если ребенок потерял сознание после падения, родители должны постараться не паниковать, а оказать первую медицинскую помощь до приезда врача:

  1. Нужно проверить, дышит ли малыш. Для этого можно приложить ухо к носу ребенка, но еще лучше воспользоваться зеркальцем. Если оно запотевает, то дыхание сохранено.

В этом случае нужно:

  • уложить его на горизонтальную поверхность;
  • немного приподнять ноги;
  • повернуть голову набок;
  • освободить грудь малыша от сковывающей дыхание одежды (расстегнуть пуговицы, молнию);
  • обеспечить доступ свежего воздуха, открыть окно;
  • при возможности поднести к носу ребенка ватный тампон, смоченный нашатырным спиртом.

Чтобы не обжечь слизистые парАми спирта, подносить тампон нужно на расстояние не ближе 5-10 см;

  • контролировать дыхание до приезда врача;
  • если ребенок пришел в сознание, дать ему сладкой воды;
  1. Нельзя терять время, если ребенок не дышит, так как головной мозг может поддерживать функционирование без кислорода всего несколько минут. Прежде всего нужно проверить, свободны ли дыхательные пути. Если ротовая полость чистая, то необходимо провести сердечно-легочную реанимацию, которая заключается в сочетании непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. При этом ребенок должен лежать на полу, шею стоит слегка запрокинуть, можно подложить под нее валик из любой одежды.

Если малыш после падения находится в сознании, но у него присутствует один из перечисленных тревожных симптомов, то необходимо по возможности успокоить его, обеспечить минимум движений и дожидаться врача.

Особенности черепно-мозговой травмы (ЧМТ) у младенца

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) — механическое повреждение черепа и внутричерепного содержимого: головного мозга, сосудов, мозговых оболочек, черепных нервов. ЧМТ включает в себя сотрясение, ушиб и сдавление головного мозга.

Для детей первого года жизни характерно нетипичное проявление черепно-мозговой травмы:

  • потеря сознания у грудничков встречается крайне редко
  • могут полностью отсутствовать привычные неврологические симптомы сотрясения мозга (нарушение координации, рвота, судороги)
  • состояние ребенка после падения может достаточно быстро как улучшиться, так и значительно ухудшиться

Поэтому важно знать основные признаки черепно-мозговой травмы у младенцев:

  • разный размер зрачков
  • срыгивания, рвота, отказ от еды
  • запрокидывание головы назад
  • набухание родничка
  • изменение кожных покровов на голове по типу “вдавленного мячика”
  • чрезмерная сонливость
  • непрекращающийся плач

Если  ребенок упал с высоты

Наибольшую опасность представляет падение с высоты, превышающей рост ребенка в 2 раза. Особенно, если при приземлении могла быть травмирована голова или позвоночник.

В более взрослом возрасте дети уже способны оценивать свое состояние. Поэтому нужно не только осмотреть тело на предмет ран и ушибов, но и порасспрашивать ребенка.

Возможно, он сам укажет на появившуюся боль или головокружение.

Первые действия родителей после падения ребенка

Если ребенок упал и не делает попыток встать, не стоит торопиться поднимать его, брать на руки. Возможно высота, с которой он оступился, была значительной, что увеличивает опасность появления скрытых переломов, травм.

В этой ситуации нужно успокоиться и выполнить алгоритм действий при падении ребенка с высоты:

  • если ребенок находится без сознания, но дышит — вызываем скорую помощь, поворачиваем голову набок, освобождаем грудную клетку от одежды, сковывающей дыхание, проверяем, нет ли кровотечений.
  • если ребенок не дышит вызываем скорую, начинаем сердечно-легочную реанимацию (непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция легких)
  • если ребенок в сознании, но встать самостоятельно не может, нельзя поднимать его. Нужно вызвать скорую помощь. Если присутствует кровотечение, остановить его. Дожидаться врача, наблюдать за состоянием ребенка.
  • Если малыш может подняться, нужно осмотреть его на наличие симптомов черепно-мозговой травмы. Дальше необходимо проверить тело на наличие ран и ушибов, оказать первую медицинскую помощь.
  • если у ребенка обнаружены тревожные симптомы (перечислены ниже), нужно вызвать скорую помощь, до приезда врача обеспечить максимальный покой.

Ребенок упал. Когда скорую вызывать обязательно?

Дети падают достаточно часто, но далеко не всегда стоит обращаться к врачу. Чаще всего можно справиться самостоятельно. Для этого нужно приложить к месту ушиба холод, обработать раны, остановить кровотечение.

Однако существуют признаки, при которых стоит незамедлительно вызывать скорую помощь:

  • потеря сознания;
  • признаки черепно-мозговой травмы:
  • головокружение;
  • головная боль;
  • изменение размера зрачков;
  • рвота;
  • сонливость;
  • кровотечение из носа или ушей;
  • нарушения речи;
  • судороги;
  • невозможность встать самостоятельно;
  • сильная боль в месте ушиба, изменение формы конечности;
  • сильное кровотечение, раны на теле.

Осмотр врачей после падения ребенка

При обнаружении одного или нескольких из тревожных симптомов необходимо незамедлительно доставить ребенка в больницу. Там ему потребуется осмотр хирурга, невролога.

При подозрении на черепно-мозговую травму ребенку сделают УЗИ головного мозга, компьютерную томографию, иногда энцефалографию. При любой форме ЧМТ необходим осмотр офтальмолога

При угрозе перелома после осмотра врача травматолога или хирурга ребенка направят на рентген.

Своевременно оказанная медицинская помощь поможет избежать неприятных последствий для ребенка.

Что делать, если ребенок упал с качелей

Падение с качелей может повлечь за собой серьезные травмы головы и спины.  В этом случае ребенок падает не только с высоты, но и с ускорением.

Даже если малыш не жалуется на боль в первое время, стоит отвезти его в больницу для осмотра  травматолога. Возможно, у него есть скрытые повреждения внутренних органов.

Если у ребенка наблюдаются тревожные симптомы, следует незамедлительно вызвать скорую помощь.

Что делать, если ребенок упал с велосипеда

При падении с велосипеда чаще всего повреждаются конечности. Но прежде чем осматривать ребенка на ушибы и ссадины, необходимо его расспросить. Нужно узнать, не получила ли удар голова. В случае, если это произошло, нужно провести осмотр на наличие ЧМТ, обязательно обратиться за помощью к врачу.

Если же голова во время падения не пострадала, необходимо обработать рассечения антисептиком, остановить кровотечение. При сильных, продолжительных кровотечениях необходимо вызвать врача. Также  при падении с велосипеда можно повредить целостность костей, получить вывих, ушиб, растяжение или разрыв связок. Поэтому при появлении сильных болей и отеков, нужно показать ребенка травматологу.

Как защитить ребенка от падений

Нельзя полностью исключить травмы от падений детей. Но стоит помнить, что они могут повлечь за собой тяжелые последствия. Поэтому стоит соблюдать меры безопасности и правила организации пространства для семей с детьми:

  • нельзя оставлять детей до 3-х лет надолго без присмотра даже дома;
  • детей первого года жизни не стоит оставлять на диване или пеленальном столике без присмотра даже на несколько минут;
  • находясь рядом с грудничком, стоит придерживать его, часто малыши падают с кровати, находясь рядом с мамой;
  • если маме необходимо отойти на пару минут, в это время нужно переложить ребенка на кроватку с высокими защитными бортиками, либо на пол на невысокий матрас, это обезопасит его от падения;
  • нельзя оставлять без присмотра малышей на детской площадке;
  • во время прогулок в сидячей коляске стоит всегда пристегивать ребенка, ставить коляску на тормоз;
  • малышам, которые только начали ходить, стоит надевать специальные носочки с прорезиненной подошвой. Они помогают не скользить на полу с гладким покрытием;
  • детям постарше стоит чаще напоминать о правилах безопасности.

Возможные последствия тяжелых травм при падении

Осложнения, полученные при травмировании мозга, могут иметь разный характер, в зависимости от тяжести перенесенной черепно-мозговой травмы.

К ним относят:

  • эпилепсию,
  • повышение внутричерепного давления нарушение интеллектуальных способностей,
  • задержку в развитии,
  • появление доброкачественных, злокачественных новообразований,

При падении с большой высоты есть вероятность травмирования позвоночника, последствием которого могут быть парезы и параличи.

Родителям не стоит паниковать при падении ребенка. Прежде всего  нужно постараться трезво оценить ситуацию. Если пострадал малыш первого года жизни, нужно успокоить его и убедиться в отсутствии симптомов черепно-мозговой травмы, оказать первую медицинскую помощь. Когда состояние ребенка после падения вызывает тревогу, необходимо вызвать скорую помощь и обеспечить малышу покой.

Дети постарше при падении получают серьезные повреждения чаще, но они могут помочь оценить свое состояние. Нельзя поднимать ребенка, упавшего с высоты. Если он не может встать самостоятельно, нужно срочно вызывать врача.

При легких повреждениях родители должны уметь остановить кровотечение, оказать помощь при ушибах. Своевременно оказанная медицинская помощь убережет ребенка от большинства последствий, связанных с травмами при падении.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

  • Игор
  • Первая помощь ребенку
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.