Живу в вымышленном мире
Почему люди убегают от реальности: причины + последствия
Почему люди убегают от реальности: понятие эскапизма + виды и формы бегства от реальности + перечень распространенных причин + последствия эскапизма + пошаговое руководство по «принятию» реалий жизни.
Когда человеку становится тяжело воспринимать реальный мир, он как бы погружается в мир своих фантазий, тем самым скрываясь от действительности. Опасно ли такое положение дел, и почему люди убегают от реальности, я расскажу в сегодняшней статье.
Бегство от реалий жизни: психическое расстройство или способ преодолеть трудности?
Наверняка вы думаете, что иллюзии и фантазии – это в большей степени удел детей. Да, дети действительно весьма часто погружаются в мир своих грез, теряя связь с реальным миром.
Но не только дети склонны к такому поведению. Очень часто взрослые, причем очень даже успешные люди, ведут себя подобно детям. Внешне они ничем не выделяются из общества, но то, что происходит на грани их подсознания, часто не соответствует действительности.
Статистика говорит, что каждый третий человек склонен убегать от действительности, и часть своего времени проводить в вымышленном мире иллюзий и фантазий.
Оказывается, что подобное бегство имеет научное обозначение, которое носит название эскапизма.Эскапизм – это термин, пришедший к нам из-за рубежа, который широко используется в педагогике, психологии и даже психиатрии. Он означает желание человека «покинуть» реальный мир, убежать от действительности и погрузиться в свой иллюзорный мир.
Несмотря на то, что эскапизм применяется в психиатрии и психологии, ничего общего с состоянием психического расстройства этот термин не имеет. Его не используют для обозначения заболевания.
Но применяют его довольно часто, как синоним бегства от реальности.
Обратите внимание: бегство от реалий жизни и эскапизм – понятия очень схожие, но между ними существует небольшая разница.
Бегство от реальности предполагает, что явление носит кратковременный характер, а эскапизм не исключает, что «уход» от реальности будет совершаться на протяжении длительного времени.
Но так как обозначить период бегства от реальности непросто, термин эскапизм часто применяется для всех случаев.
Так что же такое эскапизм, если не психологическое или психическое расстройство?
Думаю, вам известно о том, что у каждого человека есть определенные механизмы самозащиты. Иными словами, барьеры, которые помогают противостоять ударам судьбы и беречь нервную систему.
Так вот эскапизм или бег от действительности – это тоже своего рода механизм самосохранения, который включается, когда человеку становится трудно принимать окружающий его мир.
Допустим, человек много работает, мало отдыхает и редко получает удовольствие от жизни. Его нервная система истощается, от чего он стремится найти себе отдушину – вымышленный мир, в котором он сможет отвлечься от происходящего.
В таком случае эскапизм человека проявляется, как вполне адекватная реакция на внешний раздражитель, который его беспокоит.Это наталкивает на мысль о том, что бегство от реальности – вовсе не пугающий факт, это лишь способ «разгрузки» собственной нервной системы.
Как укрепить нервную систему, чтобы не нервничать по пустякам?
Как проявляется эскапизм: виды и формы
Убегать от реальности человек может по-разному: кто-то замыкается в себе, а кто-то, наоборот, старается отвлекаться, постоянно находясь в шумном обществе.
В зависимости от того, как проявляется бегство от действительности у человека, различают несколько видов эскапизма.
Активный | Человек отвлекается от внешнего мира активными способами: он увлекается танцами, спортом, работой и другими энергозатратными занятиями. |
Пассивный | Человек замыкается в себе, и его уход от реальности проявляется в отчуждении от других людей. Он читает, смотрит фильмы, постоянно находится дома или в одиночестве. |
Физический | Человек в прямом смысле слова «убегает»: покидает мегаполис, уезжает в горы, глухие деревни и т.д. |
Психологический | Прямого отчуждения с человеком не происходит, он не уезжает и не меняет место жительства, просто замыкается в себе и проводит время в одиночестве. |
Что касается форм проявления эскапизма, они могут быть разными. Чаще всего бегство от реальности проявляется в следующем:
- Просмотр фильмов, сериалов.
- Прослушивание музыки.
- «Просиживание времени» в социальных сетях.
- Увлечение компьютерными играми.
- Шопоголизм (желание привнести побольше хлама в дом).
- Частые фантазии о невозможном.
- Увлечение спортом.
- Трудоголизм.
- Увлечение азартными играми.
- Склонность к экстремальным видам времяпровождения.
- Употребление наркотиков.
- Злоупотребление алкоголем.
- Уход «в себя».
Учитывая тот факт, что эскапизм не представляет прямой угрозы жизни, некоторые его проявления имеют прямо противоположный эффект.
Если танцы, спорт или чтение книг – это даже полезно, то употребление алкоголя и наркотиков – опасно для жизни.
Именно поэтому важно выявить причины появления эскапизма в жизни человека, чтобы суметь помочь ему выйти из этого состояния.
2 ключевых фактора, почему люди убегают от реальности
О механизмах проявления и причинах эскапизма долгое время дискутируют ученые и психологи. Вследствие долгих исследований они выявили, что эскапизм предполагает наличие одной из двух ключевых причин, которые и подталкивают человека к бегству от собственной действительности.
Итак, эскапизм может проявляться:
- Как следствие длительного влияния стресса на человеческую жизнь. Причем такого стресса, который человек не способен ограничить самостоятельно. Сюда относят такие ситуации: нахождение в детском доме продолжительное время (возможно с ранних лет), насилие в семье, рукоприкладство, неблагополучная жизнь в семье, где имело место быть злоупотребление наркотиками или алкоголем.
- Как реакция на монотонную, рутинную, однообразную жизнь. Чаще всего реакция эскапизма происходит, когда человек вынужден долгое время работать на нелюбимой работе, его надежды и мечтания не оправдываются, картинка перед глазами длительное время не видоизменяется.
Если второй вариант – это привычное проявление эскапизма, не несущее в себе никакой опасности для жизни, то первый вариант, когда человек бежит от реальности из-за сильного потрясения – опасный случай.
Почему опасный? Потому что в таком случае эскапизм начинает проявляться в раннем возрасте и его основная причина – детская травма, которую необходимо искоренить для дальнейшей счастливой и полноценной жизни.
Именно стресс часто становится причиной бегства от реальности в ее самых тяжелых проявлениях: алкоголизме и наркомании.
Названые факторы без сомнений являются ключевыми, но, если смотреть на эскапизм не обобщенно, а детализовано, можно увидеть гораздо больше причин его появления.
ТОП-12 причин, почему люди убегают от реальности
Я рассказала вам о первопричинах эскапизма, теперь проанализируем все возможные причины, которые способны заставить человека бежать от реальности.
Ими могут быть:
- Стресс в жизни (неудача, потеря близкого человека, провал идеи).
- Неосуществление мечты.
- Регулярные проблемы на работе.
- Детские травмы.
- Неуверенность в себе, нерешительность.
- Слабая сила воли.
- Нежелание признать собственную ошибку.
- Страх перед новым, неизведанным.
- Нежелание смириться с происходящим.
- Чувство одиночества и ненужности.
- Обида, предательство близкого человека.
- Лень.
Если «покопаться» в человеческих мыслях и причинах поступков, уверена, мы сможем найти еще больше обстоятельств, вынуждающих человеческий мозг бежать от собственных реалий жизни.
Найти причину желания убежать очень важно, так как именно она станет ответом на вопрос, каковы будут последствия эскапизма в жизни человека.
Варианты развития событий: последствия эскапизма
Очевидно, что те люди, которые убегают от реальности с целью испытать больше положительных эмоций или увидеть другие краски жизни, никаким образом не вредят себе. Если только, разумеется, человек отдает себе отчет в том, где заканчивается реальная жизнь, а где начинаются фантазии.
Если же человек эту грань теряет, и все больше и больше погружается в иллюзорный мир, то спустя некоторое время его ждет абсолютное отрицание действительности. Человек теряет рассудок и понимание реального времени, полностью уходит в мир желаний, а не настоящих событий.
Позже такое отношение к миру чревато началом затяжной депрессии, которая возникает из-за того, что человек вдруг осознает, что жил будто во сне, а перед ним – настоящая, порой суровая и несправедливая жизнь.
Выйти из депрессии в такой ситуации необходимо, иначе возможны и другие, гораздо более плачевные последствия. К сожалению, люди, долгое время пребывающие в депрессии, нередко заканчивают жизнь самоубийством.
https://www.youtube.com/watch?v=bHDwIa6Q-AA
Чтобы этого не произошло, важно выявить причину эскапизма заблаговременно.
И если сделать это самостоятельно не получается, то гораздо лучше обратиться к специалисту – психотерапевту, который поможет в решении этой непростой ситуации.
Пример из жизни, когда бегство от реальности необходимо лечить
Расскажу на примере, когда эскапизм представляет для человека реальную угрозу. К примеру, я никогда не страдала повышенным желанием скрыться от действительности.
Единственный случай, когда я склонна к эскапизму, это слишком плотный рабочий график, когда я сильно выматываюсь психологически и нуждаюсь в «освобождении» пространства в собственной голове.
Тогда я прибегаю к любимейшему занятию –просмотру сериалов за чашкой ароматного чая с печеньем.
Абсолютно очевидно, что эскапизм в такой форме не несет ничего негативно, а даже наоборот – способствует своего рода отдыху нервной системы от жизненных неурядиц.Но вот вам другой пример: одна моя знакомая выросла не в слишком благополучной семье. Ее родители выпивали, и поэтому став старше, она начала всячески избегать мужчин и отношений с ними.
А в один момент она просто превратилась в отшельника, который живет в полном одиночестве.
Ее проблема состояла в том, что она боялась, что и ее будущий супруг окажется алкоголиком и будет мучать и ее, и их будущих детей.
Словом, ее детская травма переросла в хронический эскапизм, который шаг за шагом вводил ее в депрессию. Справиться в этой ситуации ей помог психолог. Теперь она счастливая жена и мама двоих очаровательных детей.
Эскапизм: плюсы и минусы
Несмотря на то, что частые побеги от реальности опасны для человека, давайте выясним, чего в них больше – хорошего или плохого?
Прибегая к эскапизму время от времени, человек удерживает своего рода равновесие, баланс между события реальной жизни и духовным спокойствием. | Регулярно убегая от реальности, человек может легко «заиграться», и забыть, когда же нужно было вернуться в действительность. |
Эскапизм часто помогает отвлечься человеку от неудач или расстройств жизни, дав ему силы начать все сначала. | Длительный эскапизм ведет к депрессии, выйти из которой гораздо сложнее, нежели просто перестать убегать от реальности. |
И сильные, и слабые стороны эскапизма имеют свои нюансы. Поэтому здесь можно сделать простой вывод: все хорошо в меру.
Эскапизм, как способ отвлечься и отдохнуть от рутины – хороший вариант, только если он не переходит в хроническую форму.
Что такое эскапизм? И как он проявляется?
Пошаговая инструкция, как перестать убегать от реальности
Если вы замечаете за сбой склонность убегать от действительности, и не хотите, чтобы это стало привычкой, расскажу вам, как шаг за шагом избавиться от проявлений эскапизма.
Шаг 1. Признайте, что проблема существует. | Чтобы решить проблему, ее нужно обозначить. Вы замечаете, что слишком часто смотрите сериалы или чрезмерно увлеклись спортом? Подумайте, от чего вы убегаете? |
Шаг 2. Найдите способ отпустить проблему. | Допустим, вас не устраивает работа. От этого вы страдаете эскапизмом. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы исправить происходящее? Что конкретно не устраивает на работе? Как вы можете сделать себя счастливее? |
Шаг 3. Выйдите из зоны комфорта. | Вы проанализировали, что не так с вашей работой, но выхода все равно нет? Будьте чуть рискованнее – смените работу. Все-таки мы живем один раз, нужно чтобы жизнь приносила удовольствие. |
Итак, мы выяснили, почему люди убегают от реальности, и какими последствиями это чревато. От себя хочу добавить, что фантазировать и мечтать – необходимо, это позволяет нам раз за разом достигать желаемого. Но не переусердствуйте, не живите иллюзиями. Помните, чтобы чего-то добиться, нужно как-то действовать в направлении мечты.
- Твиттер
- Обсудить
Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту
Уход от реальности в вымышленный мир
Все люди — как люди. Что-то делают, радуются — когда им хорошо, и страдают — когда им плохо. Сегодня день был хороший! А вчера не очень. И с каждым новым днем мы окунаемся в реальную жизнь, чтобы прожить всю суету, реализовать себя, и получить от нее то, что мы хотим. А есть и другие — те, кто уходят от реальности.
Им не важна и не нужна реальная жизнь. Это явление называется эскапизмом — когда человек замещает реальную жизнь альтернативной. Почему явление? Потому что в последнее время людей, которые уходят от реальности, становится все больше. Эскапизмом может страдать человек любого возраста — от мала до велика.
Эти люди в большинстве своем теряют связь с реальностью, предпочитая быть подальше от нее, и тем не менее они обременены обязательствами и по принуждению возвращаются обратно. Те, кто помладше — потому что родители недовольны и вытаскивают их из этого состояния. А те, кто постарше, вынуждены работать, чтобы выжить.
При этом уход от реальности может быть разный. В этой статье пойдет речь о двух видах эскапизма:
1. Люди, которые подвержены иллюзиям и мечтают обо всех благах нашей жизни. Так называемый уход от реальности в мир фантазий — где у человека все есть, и все у него хорошо. У него все получается.
Жизнь удалась. Но все это только в иллюзиях. На деле нет ничего. Он не желает и не достигает — он рисует себе красивую иллюзию и представляет. А жизнь тем временем проходит мимо.
Фантазии сменяются другими фантазиями — и все.
Такие люди вынуждены выходить из своего состояния в реальный мир, чтобы обеспечить себя, но делают они это, как правило, на минимальном уровне. Для них первичны иллюзии, а выходя в мир реальный, они ощущают его злым, безрадостным и жестоким по отношению к ним.
2. Люди, которые подвержены уходу от реальности в виртуальный мир. Они выступают как антипод тем, кто живет в иллюзиях. Им не нужно ничего, они не мечтают о благах.
Им нужно, чтоб их не трогали и не мешали. Они любят тишину, ночь и компьютер. Конечно, в наше время многие увлекаются играми и очень часто проводят все свое свободное время в компьютере.
Но тут речь идет о замещении реального мира виртуальным.
Когда такого человека насильно вытаскивают: кричат, бьют, выдергивают шнур, обращаются к психологу — все это вызывает у него лишь агрессию, и он начинает еще больше ненавидеть тех, кто ему мешает.
Все чаще наблюдаю такую картину, и возникает вопрос: как вытащить этих людей из их мира, чтобы они начали жить обычной жизнью и радоваться ей. Ведь всем понятно, что это не суперумение человека — это проблема, которая мешает жить.И проблема исключительно психологическая, а у всех психологических проблем есть причина.
Причину ухода от реальности точно диагностирует Системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Уход от реальности с точки зрения психологии
Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, люди, которые подвержены этой проблеме, обладают звуковым и/или зрительным вектором. Вектор — это совокупность ценностей, свойств и желаний человека. Таких людей немного — по 5% от всего населения земли.
Люди со зрительным вектором от природы очень чувствительны и эмоциональны. Все события, которые происходят с ними, кажутся им чем-то невероятным. Это те люди, которые имеют богатое воображение и склонны делать из мухи слона.
При развитии вся их эмоциональность и воображение реализуются в профессии, где нужно быть чувственным, умным, креативным и тому подобным. Такие люди могут стать прекрасными преподавателями, актерами, режиссерами, фотографами, эрудитами, ведущими и так далее.
Что значит — при правильном развитии? Когда ребенок в детстве полностью ощущает чувство защищенности и безопасности, когда развивают его таланты согласно его природным свойствам.
Так, для детей со зрительным вектором очень важно построить эмоциональную связь со взрослым (родителем, особенно мамой или опекуном), ведь они обладают самой большой эмоциональной амплитудой — от страха смерти до любви. Тогда зрительный ребенок развивает свои способности, не боясь ничего.
Часто выходит так, что взрослые не обеспечивают чувство защищенности, и зрительный ребенок ощущает сильный страх перед всем, что происходит в его жизни.
Страх для такого ребенка — это сильное страдание, ввиду его эмоциональности и чувствительности. Ребенок пытается уйти от страдания — но куда уходить? Он никуда уйти не может.
И создает иллюзию (мечту, фантазию), где все хорошо. Где он счастлив, и родители его любят, и все его любят.При этом потеря чувства защищенности и безопасности может быть кратковременной, и ребенок немного погодя перестает уходить от реальности и нормализуется. Это может быть связано с временными трудностями семьи или разрывом эмоциональной связи.
Зрительник, который приучен с детства к уходу от реальности в мир иллюзий, будет предпочитать их. Ведь такому человеку так и не хватает эмоциональной связи, он не научился их строить и тем самым жить в обществе. И он все так же испытывает сильнейший страх в реальном мире.
Уход от реальности в виртуальный мир
Такому бегству подвержены люди со звуковым вектором. Ввиду их абстрактного интеллекта, именно их интересуют вопросы вселенского масштаба и мироустройства, смысла жизни.
Виртуальность манит таких людей, и в нее они сбегают от страданий в этом мире.
Это происходит из-за отсутствия того же чувства защищенности и безопасности у ребенка. От природы такой ребенок тянется к звукам, а немного погодя он начинает осмысливать все, что ему говорят, ставя смыслу слов главный приоритет. А взрослые часто не обращают внимания на то, как они говорят с ребенком и какими методами взаимодействуют с ним, пытаясь сделать то, что нужно по их мнению.
Звуковой ребенок, стараясь наслаждаться от понимания того, что стоит за словами человека, очень часто натыкается на оскорбительные смыслы, также это могут быть и просто крики, ведь звуковой ребенок все чутко слышит.
Звуковым вектором наделены люди таких профессий, как музыканты, писатели, физики, программисты, поэты и так далее.
И ребенок, который тянется за наслаждением, а получает страдания, в какой-то момент решает не распознавать смысл слов, а то и не слушать, что говорят.
Когда реальность приносит страдания, то ребенок уходит в виртуальный мир с головой. Полностью забывая, что существует еще кто-то. Он даже поесть забывает. Его не волнует никто и ничто. А родители, не зная своего ребенка, подливают масла в огонь, пытаясь выдернуть его из виртуальных оков.
Кто-то кричит и ругается, где-то бьют и требуют послушания, кто-то выдергивает шнур от компьютера. Все эти методы усугубляют положение. Такой ребенок видит не родителей, а врагов, которые забирают у него то единственное, где он забывается, не получая наслаждения от жизни.
Становясь взрослым, такой человек так и не находит применения своему абстрактному интеллекту в реальном мире. Он не реализует себя и не видит смысла в реальном мире. Он по-прежнему ощущает одни страдания от общения с другими людьми через речь. А в игре можно.
Такой человек, если и выходит в мир — только для того, чтобы заработать себе минимум, лишь бы хватало на еду и за интернет заплатить.
Как избавиться от потребности уходить от реальности
В итоге мы имеем страдающих повзрослевших детей, которые спаслись бегством в мир фантазий и виртуальный мир. Они неспособны в реальной жизни сделать что-то стоящее, так как ненавидят и боятся весь мир. А вся их деятельность сводится к простому обеспечению себя и поддержанию минимального уровня жизни.
Есть ли у них выход из сложившейся ситуации? Есть!
Осознать себя, осознать свои внутренние желания, раскрыть их. Понять, почему так произошло, и почему получилось именно так в индивидуальной ситуации. В этой статье приведен лишь общий пример, а ситуаций и проявлений ухода от реальности по психологическим причинам может быть гораздо больше.
Уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана можно увидеть причинно-следственные связи любого явления или проблемы, почувствовать интерес к реальному миру, научиться получать от него наслаждение, а не страдать. Регистрируйтесь здесь.
Не мешайте им выдумывать! Почему детям важны вымышленные миры
Казалось бы, трудно придумать более бесполезное занятие для ребёнка, чем блуждание в придуманном королевстве «Фата и Блёстки». Лучше бы математику учил! Однако исследования доказывают, что дети с фантазией с большей вероятностью добьются успеха во взрослой жизни, чем те, кто безо всяких блёсток сидел на математике. Инна Прибора объясняет, насколько важны ребёнку его выдуманные миры.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
В мире масса нерешённых проблем: экологические проблемы, экономические кризисы, Дональд Трамп и домашняя работа по русскому. Мир отчаянно нуждается в нестандартных решениях.
Да, судя по бешеному количеству товаров с этикеткой «инновационный», мы совершили прорыв почти во всех областях жизни. Но на деле в пакете с такой наклейкой обычно оказываются стельки.
Трудно сказать что-то против новых стелек, но вот что делать с экономическим кризисом, кашей на дорогах и тем более — домашней работой, пока никто не придумал.
Американцы славятся своей любовью к тестам. Начиная с 60-х годов они тестируют детей на интеллект — известными тестами IQ, а на креативное мышление — тестами Торренса. Это серия отдельных задач, которые в течение полутора часов делают в кабинете психолога.
При этом любопытно, что высокие оценки теста на креативность лучше коррелируют с будущими успехами, чем оценки IQ-теста. Согласно исследованию Джонатана Плакера, те, кто придумал самые интересные решения в задачах Торренса, чаще всего становились предпринимателями, изобретателями и даже дипломатами.А вот ребят с высоким уровнем интеллекта судьба разбросала более причудливо и не всегда столь успешно.
Недавно учёные всполошились: если IQ довольно стабильно растёт, то вот уровень творческого мышления рос c 1960-х до 1990-х годов, а потом неуклонно падал.
Снижение детской креативности оказалось настолько значительным, что лет десять назад известные западные СМИ начали печатать статьи с громкими заголовками, где речь шла о «кризисе креативности».
В некоторых образовательных программах, например, в британских, решили подчеркнуть важность развития творческого мышления и ввели тест Торренса для оценки образовательного результата.
Автор книги The creativity Challenge: How We Can Recapture American Innovation, психолог Кэй Ким объясняет, что, возможно, дело в смене образовательных ценностей.
На протяжении XX века учебная система в США поощряла творчество и интеллектуальное разнообразие.
Вместе с экономическим ростом креатив постепенно перестал считаться верным путём к стабильной работе и высокой зарплате, поэтому все переключились на подготовку к стандартизированным тестам.
В России же креативность и вовсе никогда не была синонимом успеха, если вы не Чайковский. В силу исторических причин для продвижения по карьерной лестнице были нужны совсем другие качества, а слишком изобретательный подход скорее мешал делу. Сегодня идея ввести курс по развитию творческого мышления в школе вряд ли найдёт поддержку.Какое уж тут творчество, когда непонятно, как успеть освоить общую программу и избежать шитья фартука на уроках труда.
Что такое вымышленный мир ребёнка и как он связан с креативностью
Воображаемый мир, паракосм — штука, которую изобретают дети в школьном возрасте. Он очень подробный, продуманный, как правило, имеет свою географию, историю и язык. В паракосме не живут один день.
Игра развивается в течение длительного времени, может несколько месяцев, а может и несколько лет.
Мир может трансформироваться и переживать трудные времена, но неизменным остаются глубокие отношения между фантазией и её создателем.
Термин «паракосм» предложил в 1976 году американский учёный Роберт Сильви. У нас же название толком не прижилось и исследователи подчас оперируют странными названиями, лучше подходящими для утренника в ясельной группе — «Игра в страну-мечту».
При этом любой родитель, скорее всего, насторожится, если услышит от ребёнка «Погоди, я ещё немного погуляю по Леденец-сити!», но при этом он не сидит в компьютере. Вообще компьютер часто может быть единственным оправданием такому ответу. Если же школьник «пошёл гулять», лёжа на диване, мы заметно нервничаем и пытаемся привлечь его к более насущным проблемам: уборке или домашним заданиям.
Однако чтобы успокоиться, достаточно вспомнить, что К. С.
Льюис в детстве проводил время в придуманном королевстве Боксел (именно из него растут ноги у знаменитой Нарнии), сёстры Бронте за неимением компьютера развлекались в вымышленном царстве Гондел (хотя, казалось бы, между «Джейн Эйр» и Гонделом нет никакой связи), а из ребёнка, который рисует карту Кондуита и Швамбрании, вырастает писатель Лев Кассиль.
Исследователи из университета Орегона изучали поведение детей 8-12 лет и выяснили, что примерно 17% из них рассказывают о глубоких и сложных воображаемых мирах.
Эти параллельные вселенные могли сильно различаться, но все они включали сведения об окружающей среде (пещеры, моря и замки), их обитателях (звери, эльфы, бандиты), а ещё там были разные классные штуки, вроде фонтана, из которого бьют струи мёда.На первый взгляд может казаться, что человек, грезящий о медовом фонтане, — антисоциальный тип, который просто не может пойти погонять мяч с другими ребятами
Однако исследование не нашло никаких отличий между детьми с воображаемыми мирами и без них ни в понимании речи, ни в рабочей памяти. Да, у ребят с развитой фантазией были некоторые сложности со сдерживанием и контролем.
Учёные полагают, что это плата за креативность — стремление вечно вырываться за границы допустимого. Кроме того, паракосмы — это очень социальная деятельность.
Дети часто погружаются в неё в компании, вместе строят свой маленький коммунизм.
Другие учёные могли бы ещё больше обрадовать родителей, чьи дети торчат головой в облаках. Проанализировав детские игровые привычки успешных людей, они заметили кое-какое сходство.
Те, у кого в биографии был более-менее интересный паракосм, как правило, вносят не менее интересный вклад в реальную жизнь: новаторские литературные шедевры, инновационные технические достижения или изменение традиционных социальных форм.
Тут читателю передают привет писатель Джек Керуак, нейробиолог Оливер Сакс, физик и писатель Станислав Лем, философ Фридрих Ницше и многие другие люди, не поместившиеся в статью.
В общем, исследователи уверяют, что такая игровая деятельность может с хорошей вероятностью предсказать творческий успех.
Почему детские паракосмы в опасности
Тому, что креативность падает, есть немало объяснений. Например, современному ребёнку довольно трудно пофантазировать или сбежать в свой милый выдуманный мирок от реальности. Это происходит по многим причинам.
1. Мы бесконечно занимаем детей
Немыслимо, чтобы кто-то без дела слонялся по улице или просто спокойно возил ногами по ковру. Каждое занятие имеет план, цель и видимый результат. Школа, ментальная арифметика, курсы программирования, дополнительный английский — и всё, пора спать, а завтра, дочка, мы с тобой пойдём в зоопарк. Где тут время размахнуться на создание какого-нибудь Средиземья?
2. Они много сидят в телефоне
Время, которое дети проводят перед телевизором, за компьютерами и за экранами смартфонов, считается временем, когда ребёнок отдыхает. Не будем брать в расчёт те 20 минут, когда третьеклассник пытался склеить презентацию о мухах. Если у вас есть хорошая видеоигра с феями и трансформерами или мультик, давший вам готовые образы, нет нужды сочинять что-то своё.
3. Дети загружены тестами и контрольными
Парадокс, но в бесконечной гонке за успешностью мы сами лишаем детей возможности быть творческими людьми. Натаскивание на тесты, подготовка к ВПР, ЕГЭ, олимпиадам и контрольным — кажется, именно в них кроется секрет человека, которому всё по плечу. Но нет, выпускной экзамен сдают все, а Керуак был всего один.
Скептикам, которые, надув губу, скажут, что творческие порывы или есть от рождения или нет, можно предъявить результаты исследований, проведённых на близнецах. Судя по всему, генетика может объяснить лишь небольшую долю того, что называют творческой жилкой человека. Так что есть смысл её развивать и своими руками тоже.
1. Обеспечьте ему общение с изобретательными людьми
Креативность — заразная вещь. Эксперименты доказывают: когда мы окружены людьми с идеями, в нас самих просыпаются и даже рвутся наружу творческие порывы. Особенно ловко дети усваивают родительские манеры. Если вы полдня сочиняли симфонию или хотя бы выдумывали, как приделать колонки к лыжам, вы на верном пути.
2. Не отворачивайтесь от фэнтези
Кино, конечно, снабжает нас готовыми образами, но некоторая часть при этом мощно стимулирует воображение.
Одно из исследований показало поистине магический эффект: если дети смотрят 15-минутный ролик с Гарри Поттером, то они затем проявляют большую креативность, чем те, кто смотрел «В мире животных».
Эффект сохраняется даже спустя несколько дней. Что-то подсказывает, что действие книги Толкиена может быть ещё более впечатляющим.
3. Полюбите словесно-ролевые игры
Подойдёт что-то в формате ДНД. ДНД, или «Данжен энд Драгонс» («Подземелья и драконы») — легенда игровой индустрии.
Штука, в которую играют умные ребята в начале сериала «Очень странные дела» и одарённые физики из «Теории большого взрыва».
Группа участников, превратившись в сказочных персонажей, гуляет по миру, разрешая конфликты, вступая в сражения и перепалки, а время от времени бросаясь огненными шарами.Ведущий, он же рассказчик, сообщает игрокам, что с ними происходит («На вас летит красноглазый кентавр!»), а те в свою очередь говорят, что они предпринимают, в связи с нападением кентавра: бьют его мечом или прячутся за деревом. Кентавр потом тоже что-нибудь ответит. Важно, что сюжет разворачивается исключительно в воображении участников. При этом от их действий зависит, куда сюжет повернёт дальше.
На расчищенной от школьной рутины и родительских указов территории даже самый некреативный человек начнёт выдумывать свои паракосмы.
Не нужно садиться вечером за стол со словами «Ну, теперь, Колька, мы с тобой забабахаем Камелот! Валяй, сочиняй!». Более того, это скорее спугнет полёт мысли.
А вот, например, убрать на какое-то время гаджеты и готовые развлечения было бы здорово. На их место должно прийти время для спонтанной игры и чтения книг.
Иллюстрации: Shutterstock (Tithi Luadthong)
Наш мир — виртуален: удивительная теория, которая может стать религией современности
За последние несколько лет — не десятилетий, как можно было подумать, а лет — идея того, что мы живем в виртуальном мире, приобрела неслыханную популярность.
Да, на этой идее фильмы вроде «Матрицы» снискали себе славу в свое время, но широкая общественность начала задумываться о глубине этой мысли только с широким распространением Интернета, игр, плодов квантовой механики и, опять же, фильмов на эту тему.
Несколько месяцев назад к этой теме даже обратился один из самых громких современности, «миллиардер, филантроп и плейбой» Элон Маск. Для меня же тема жизни в виртуальной вселенной стала практически религией — и вы не могли этого не заметить.
Самое смешное, что мы с Маском, вероятнее всего, правы.
Но это не имеет никакого значения.
И прежде чем мы выясним почему, давайте вернемся к истокам. Почему наш мир может быть… иллюзией?
Идея компьютерной симуляции нашего мира уходит корнями еще к древним грекам. Они называли ее просто сном, мечтой, фантазмом. Первое, что нужно усвоить: наше восприятие реальности уже отделено от самой реальности.
Реальность — это просто электрический импульс, который интерпретируется вашим мозгом. Мы воспринимаем мир опосредованно и несовершенно.
Если бы мы могли видеть мир как он есть, не было бы ни оптических иллюзий, ни дальтоников, ни волшебных движущихся картинок.
Кроме того, мы испытываем лишь упрощенную версию всей этой опосредованной сенсорной информации.
Почему? Потому что наблюдение нашего мира требует слишком много вычислительной мощности — поэтому мозг разбивают ее на эвристику (или упрощенные, но все еще полезные представления).
Наш разум постоянно ищет повторяющиеся картинки, узоры, модели, шаблоны в нашем мире и выстраивает их в соответствии с нашим восприятием.
Отсюда можно сделать следующие выводы:
- Наше восприятие уже отличается от самой реальности. То, что мы называем реальностью, это лишь попытка нашего мозга обработать входящий поток сенсорных данных, чувственного опыта.
- Если наше восприятие реальности зависит от упрощенного потока информации, не имеет значения, каков источник этой информации — будь то физический мир или компьютерная симуляция, которые кормят нас одной и той же информацией. Но насколько реально создать такую мощную симуляцию?
Давайте рассмотрим Вселенную с физической точки зрения.
Краткая история законов Вселенной
С точки зрения физики, в основе всего лежит четыре основных силы: сильное взаимодействие, электромагнитная сила, слабое взаимодействие и гравитация. Эти силы регулируют взаимодействие всех частиц в известной нам Вселенной. Их сочетание и равновесие определяют работу этого мира.
Расчет этих сил и имитация простых взаимодействий — довольно простое занятие, и мы уже это делаем, в некоторой степени. Такой расчет становится тем сложнее, чем больше частиц начинают взаимодействовать друг с другом, но это вопрос вычислительной силы, а не принципиальной возможности.
На данный момент нам не хватает вычислительной мощи, чтобы симулировать целую вселенную.
Физики могут сказать, что имитация работы вселенной на компьютере невозможна — не потому что это сложно, а потому что компьютер, который будет имитировать эту работу, должен быть больше самой вселенной.Почему? Потому что вам придется симулировать каждую частицу, а это потребует битов и байтов для хранения ее положения, спина и типа, а также для расчетов.
Не нужно быть профессором, чтобы понять невозможность этого мероприятия. Тем не менее у такого подхода есть свои недостатки, которые вытекают из математического склада большинства физиков.
Существует большая разница между моделированием целой вселенной и созданием виртуального ощущения жизни в целой вселенной.
И здесь нам снова поможет эвристика. Многие вычислительные сценарии были бы невозможны, если бы наш человеческий разум не было так легко обмануть.
Расчеты в режиме реального времени, движущиеся изображения, видеопотоки и многое другое — все это дает нам ощущение, что все непрерывно и не прекращается, хотя обман лежит в самой основе привычной нам реальности.
Основной трюк остается одним и тем же: уменьшайте детализацию, пока не найдете лучший баланс между качеством и сложностью, чтобы наш разум не смог обнаружить разницу.
Есть много трюков, которые мы можем использовать, чтобы снизить необходимую расчетную мощность для имитации вселенной на том уровне, на котором сможем в нее поверить. Самый очевидный из них: не нужно рендерить то, на что никто не смотрит.
Вы наверняка знаете о принципе неопределенности Гейзенберга и эффекте наблюдателя. Современная физика говорит нам, что реальность, а точнее мельчайшие частицы, из которых она состоит, зависят от наблюдателя. Грубо говоря, формы не существуют, пока вы на них не смотрите.
И попробуйте докажите обратное.
Следующий трюк, который вы можете использовать: создать вселенную, которая будет казаться огромной и безграничной, даже если это не так.
Уменьшая детализацию удаленных объектов, можно сэкономить колоссальные объемы вычислительной мощности и генерировать объекты только по мере их обнаружения.К примеру, существует игра No Man’s Sky — в ней используется процедурная генерация миров по мере их обнаружения, и число их воистину бесконечно даже в этой маленькой компьютерной игре.
И наконец, можно добавить основных физических принципов, которые существенно усложнят или сделают невозможным достижением любой другой планеты. Существа будут привязаны к своему собственному миру. (Скорость света или экспоненциально расширяющаяся вселенная, кхе-кхе).
Если объединить эти хитрости с математическими уловками вроде повторяющихся шаблонов и основ фрактальной геометрии, можно получить вполне рабочую эвристическую модель вселенной, которая будет казаться почти бесконечной и безграничной. И все же это не объясняет, почему теория виртуальной вселенной приобрела такую популярность. Почему же мы с высокой долей вероятности находимся в таком мире?
Аргумент моделирования и математика
Аргумент моделирования (симуляции) — это логическая цепочка, предложенная философом Оксфордского университета Ником Бостромом. Она основана на некоторых предпосылках, которые в зависимости от вашей точки зрения могут привести к заключению, что наша Вселенная вероятнее всего иллюзорна, смоделирована. Все просто:
- Смоделировать вселенную возможно (эту предпосылку мы рассмотрели выше).
- Каждая цивилизация либо вымирает (пессимистический взгляд), прежде чем станет технически способной смоделировать вселенную; либо теряет интерес к развитию технологии симуляции; либо продолжает развиваться, пока наконец не станет технически способной смоделировать вселенную — и моделирует. Это всего лишь вопрос времени. Способны ли мы на такое? Конечно, способны.
- Как только у такого общества все получится, оно создаст множество разных моделей; число симуляций будет совершенно несчетным. Ведь каждому захочется иметь свою вселенную.
- Когда модель достигнет определенного уровня (развития), она тоже создаст собственные имитации и так далее.
Если вы умеете в математику, очень скоро вы доберетесь до точки, когда вам придется признать, что вероятность проживания в реальном мире крайне мала, поскольку она просто мизерная по сравнению с числом существующих симуляций.
Если так посмотреть, может быть наш мир где-то на 20 ступеньке порочной лестницы симуляций, которая уходит из настоящего мира.
Первая мысль, которая возникает после осознания этого, повергает в шок и ужас. Потому что жить в виртуальном мире немного жутко. Но есть и хорошие новости: это не важно.
«Настоящий» — всего лишь слово, информация — всего лишь валюта
Мы уже выяснили, что наше понимание реальности очень отличается от самой реальности. Но давайте также предположим на секундочку, что наша вселенная — компьютерная модель. Симуляция. Имитация настоящего мира, который мы никогда не знали. Это допущение приводит нас к следующей логической цепочке.
- Если вселенная смоделирована, то она по сути является комбинацией битов и байтов (или кубитов, или еще чего-то) — то есть информацией.
- Если вселенная — это информация или данные, то и вы тоже. Все мы информация.
- Если все мы информация, то наши тела являются просто представлением этой информации — вроде аватара. У информации есть одно хорошее свойство: она не привязана к определенному объекту. Ее можно копировать, трансформировать, менять по желанию. Просто нужно иметь соответствующие инструменты.
- Любое общество, способное создать виртуальный мир, также способно дать вашей «личностной» информации новый аватар (потому что на это нужно меньше мозгов, чем на создание вселенной).
Все это приводит к мысли, что мы все информация, а информация не привязана к определенному объекту вроде вашего тела.
Философы и теологи давно пытаются нащупать связь между душой и телом, причем ученые (те самые, которые с математическим взглядом на мир) скептично смотрят как на философов, так и на концепцию души.
В конце концов, теория виртуального мира — это еще одна религия, немного более современная, чем другие. Или предлагающая более рациональное объяснение вселенной.
Давайте подытожим. Реальность — информация, как и мы. Симуляция является частью реальности, которая ее создает, а все, что рождается дальше, уже моделируется с точки зрения тех, кто был смоделирован. Следовательно, реальность — это то, что мы получаем вместе с чувственным опытом.
С физической точки зрения, в квантовом пространстве нет объективности — только очень субъективная перспектива. Выходит, все «реально», пока вы это чувствуете, видите, понимаете, осознаете и постигаете вместе с повседневным опытом. Вселенная, которая была смоделирована, настолько же реальна для своих обитателей, как и настоящий мир для нас.
Стоит ли переживать? Нет. Разве что еще раз восхититься тем, как все… хорошо устроено.